Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него...
Почему мирянин может крестить - потому что крещен или потому что крещен и миропомазан? - такой вот был
разговор.
По «земному» он может крестить, потому что крещение это всё равно не дает ни ему ни крещаемому никаких «земных» прав, его все равно нужно
восполнять, по сути тут или привод еще одного в церковь, или утешение, или благочестивые мысли крещаемого, или того, кто крестил. Церковный чиновник тут приобретает человека. И при этом не теряет ровным счетом ничего. Потому он просто не может не разрешить «мирянину крестить». Но чтобы тот не зазнавался, и кабы не вышло что, разрешает с оговоркою. Или о страхе, или о том, чтобы после кому надо доложить. Но нас-то интересует «духовная» сторона.
Чтобы нашему мирянину особо не тщеславиться и про
агиос иереос не вспоминать, то лучше бы ему крестить не ради его помазанности, а ради того, что просто мирянин. Но еще бы лучше было и вообще не крестить, тогда, казалось бы, точно не сможет тщеславиться. Но не тут то было. Сегодня умеют тщеславиться уже тем, что не состоял, что дел добрых не имею, легко умеют уже и тем, что не крестил.
Теперь чуть серьезнее. Упускается же, что крещаемый от кого-то о Христе услышал (вера от слышания). И понятно, что люди, от кого услышал, крестить и могли бы, и должны. Или сами, или самый чтимый и авторитетный среди них. Но это, когда ищут Бога и Его церкви, а не когда нужно по прихоти, или ради болезни покрестить. Исходно ж, крестный - тот, кто проповедал, или продолжает словом, делом уже вместо ушедшего лица. Хотя теперь это редко вспоминают. Да и обычно о крестных в другом значении говорят.
На самом деле крещение, обычно или воспринимается как нечто «волшебное», которое самим своим фактом что-то сделает с крещаемым (с его верой, жизнью, судьбой), или - как инициация, введение в веру в Бога, которая, как известно, у многих понимается как вера церковная, связанная с общиной вот этих вот людей, или даже со всей из полнотой - Церковью. Тогда, понятно дело, крестить может самый авторитетный и сильный в «волшебстве». Обычно таковым признают священника. А для нашего вопроса миропомазанный - тут более подходящий по всем параметрам вариант (больше "волшебства"). Когда же, как инициация или как введение в веру, то кого община (Церковь) укажет, то тот и хорош. А она в разных конфессиях укажет разное лицо. В большинстве традиционных это, опять же, будет иерей. Тут по рассуждении, миропомазанный, тоже ведь больше подойдет. Агиос иереос всё же. А не просто так. :)
Но если какой-то Маше или годовалому младенцу, сказать, что они Агиос иереос, то ведь могут и чем-то крепким или звонким приложить. Или там памперсом, если что.
Доброй ночи!