Протоиерей Павел: "Новый приходской устав РПЦ МП гарантирует церковные катаклизмы"

Apr 25, 2010 05:05


Протоиерей Павел:
"Новый приходской устав РПЦ МП гарантирует церковные катаклизмы."

Аргументация:

1. Новый Устав назначил архиерея "высшим руководящим органом управления Приходом". Это противоречит принципу соборного управления, и ставит в ложное положение всех членов прихода. А также самого архиерея.

2. Новый Устав противоречит федеральному законодательству России (далее ФЗ). Согласно действующему закону архиерей не может создать местную религиозную организацию и войти в число её учредителей (ФЗ-125, ст.6,1; ст.8,1). По смыслу закона, архиерей лицо не обоснованно претендующим на власть в местной религиозной организации.

3. Новый Устав необоснованно вывел из состава Приходского собрания "учредителей прихода" и исключил память о них из Устава Прихода. ФЗ-125  "О свободе совести и о религиозных объединениях" построил основные статьи 9-14 (Создание, Устав, Регистрация, Отказ в регистрации и Ликвидациярелигиозных организаций) на принципе "учредительства". Государственной Думе придётся либо пересмотреть закон ФЗ-125, исключив "учредительство", либо Минюст должен привести Устав РПЦ МП в соответствие с законом ФЗ-125.

4. Согласно новому Уставу, каждый Приход состоит из Епархиального архиерея, Настоятеля и Приходского собрания, общей численностью не менее 10 человек (п. 7,2). А где же сотни "верующих граждан РФ"? Устав проигнорировал их существование: они оказались лишними в Приходе.

5. Новый Устав противоречит каноническому устройству Православной Церкви. Сардикийский Поместный Собор запрещает поставлять епископа в малые населённые пункты: "Да не будет позволено поставлять епископа в какое- либо село или в малый город, для коего довлеет и единый пресвитер" (Сард. 6). Вопреки правилу, епископ РПЦ МП теперь назначен в каждый Приход.

6. Архиерей возглавляет приход, не принимая конкретной ответственности за действия и решения в Приходе. Его указания в Приходе не обсуждаются. Власть епископа не может быть властью человека над Церковью.

Согласно Уставу 2009 г., архиерей не входит в состав клира и в состав Приходского Собрания. Являясь "Высшим органом управления Приходом", архиерей не является членом Прихода. Устав РПЦ МП не называет архиерея даже членом Церкви. Приходской Устав не определил положение и место архиерея в Приходе. Архиерей не "является одним из совершеннолетних граждан РФ, добровольно объединившихся в целях и т.д." (Устав Прихода РПЦ МП, 1.1). Архиерей не является ни членом клира, ни членом Приходского Собрания. Не являясь членом Прихода, он назначен "высшим руководящим органом управления Приходом".

7.Новый Устав не даёт определения Прихода, вынуждая обратиться к определению, данному Священным Собором 1917-18 года. Собор признал Приход "обществом православных христиан, состоящим из клира и мирян (епископ не входит в состав Прихода), пребывающих на определённой местности и объединённых при храме под каноническим управлением архиерея под руководством поставленного им священника-настоятеля" (Приходской Устав, 1,1). Это положение Устава соответствует ФЗ-125 и противоречит Уставу Прихода РПЦ МП.

8. Настоятель и приходское собрание становятся лишними, и все предоставленные права обращаются в фикцию требованием "письменного разрешения архиерея" на любое действие.

Назначение архиерея главой Прихода меняет структуру церковной жизни, лишает инициативы настоятеля и отнимает самостоятельность у Приходского Собрания. Уклоняясь от ответственности, архиереи не дают письменных распоряжений. Продолжая евангельскую аналогию жениха и невесты, создавших церковную семью, мы с ужасом видим в лице архиерея старого свёкра, претендующего на сноху в каждом церковном семействе. Свёкор, породивший сыновей, не может претендовать на родовую власть в семье каждого из сыновей. Такая претензия ведёт к родовым разрывам и сыноубийству, как в случае с Иваном Четвёртым, заслужившим прозвище "снохач".

9. Архиерей по новому Уставу посягает на право граждан, гарантированное Конституцией РФ: "Каждый имеет право на объединение" (ст. 30). Архиерей не является учредителем местной религиозной организации, но получает право единоличным решением уволить из организации всех учредителей. Это противоречит ФЗ-125, который не предполагает исключение учредителей без их согласия.

Совсем безобразно смотрится в Уставе Прихода угроза: "Если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей п. 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению" (Устав Прихода 7,3).

Устав вводит в Приходе коллективную ответственность и учреждает "круговую поруку". Каких "новых членов" включит архиерей в состав Приходского собрания на место изгнанных? Откуда призовут этих лиц и как совместить их "назначение" епископом с "решением Приходского собрания", обещанного в том же пункте Устава строчкой выше?

10. Важным противоречием приходской жизни РПЦ МП является антиканоническое ограничение числа членов Приходского собрания 10 лицами.

Сотни верующих не признаны членами Прихода, необоснованно лишены канонического статуса и прав. Приходской Устав 1917 гласит: "Право участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста и занесённые в приходскую книгу" (Гл. 4, ст. 44).

Устав 10.10.2009 г. ограничивает Приходское собрание десятью членами: "В состав Приходского собрания входят штатные священнослужители Прихода… а также совершеннолетние граждане. Общее количество членов Приходского собрания не может быть менее десяти" (ст.7,1).

Этот лукавый минимум во всех приходах РПЦ МП ограничивает максимум Приходского собрания и создаёт раскол прихода: десяток членов Приходского собрания противостоит сотням и тысячам бесправных прихожан, лишённых статуса и голоса. Возникает неканоническое образование - Приходское собрание, выделенное из Прихода по неустановленному признаку и противостоящее ему.

Каждый христианин обязан принадлежать конкретному Приходу. Исключение верующих из членов Прихода является актом извержения из Церкви. Пребывание в храме, участие в молитвах и таинствах противоречит неканоническому положению членов Церкви, необоснованно лишённых статуса и голоса в Приходе. Устав Прихода РПЦ МП формирует бесправие всей массы верующих граждан РФ.

11. Устав Прихода РПЦ МП 2009 г. осуществил требование Собора 1990 г., лишив приходы собственности в пользу патриархии. 

Резюме: 
Принятие такого Устава Прихода разрушает догмат о Церкви и ведёт к церковным катаклизмам, которые не заставят себя долго ждать. Устав разрушает не только догмат о Церкви. Принцип архиерейского произвола и насилия, положенный в основу Устава, отвергает общение с народом Божиим, построенное на евангельской любви. Созидая Приход на чуждых Евангелию принципах, Устав разрушает Церковь. "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф.12,30). Созидание, в котором не участвует Бог, не состоится: "Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его" (Пс. 126,1). "Дом упал, и было падение его великое" (Мф. 7,27).

Протоиерей Павел Адельгейм. 
Целиком можно прочитать по следующей ссылке:
"Устав прихода против догмата Церкви. Почему новый приходской устав РПЦ МП гарантирует крупные церковные катаклизмы"

приход, церковь, епископат, РПЦ, устав РПЦ (официальный)

Previous post Next post
Up