А есть ли у иерархов благодать

Apr 25, 2010 02:45


Вчера говорили про иерархию. Власть "вязать и решить" не обсуждалась. Обычно понимают так, что основание для этой власти некая особая "сила", "оставленная Господом", или "получаемая в рукоположении", или попросту - благодать.

Есть и другие значения для этого слова, "благодать". И широкое, как всякая помощь свыше. И специальное, как содействие Божие, без которого ни разу не спастись. И приходское, как улыбчивая экзальтация, "мистические" ощущения, способность подвижника (старца, матушки - нужное вставить) благословить, проклясть, иль даже колдонуть. Их здесь не касаемся. А затронем другое, через него, конечно, немного проясняя и их. Его можно бы назвать церковно-каноническим. Хотя название ничего не меняет. Речь об особой харизме, специальной "тайносовершительной" силе. Как говорят, только ею можно "вязать и решить". Только ею можно "священнодействовать", "литургисать", "рукополагать". Только ею можно с особой полнотой "благословлять", "учить", "проклинать". Только ею можно спасаться. Только ею можно беречь Церковь и защищать.

Благодать у священства с епископатом конечно есть. Но есть только потому, что она есть у Церкви. И ровно настолько, насколько они причастны Церкви. Более того: Церковь и есть все те, у кого имеется эта благодать. Воплощение благодати среди людей во времени и пространстве и есть Церковь. Вот тут что важно подчеркнуть, что... Субъектом благодати, если так можно говорить, носителем, держателем ее является не иерей Х, не владыко Y и даже не патриархат Z. Но единственно сама Церковь и только она. А какой-нибудь диакон Василий, или архимандрит Феодор, или свечница Фекла лишь причастны благодати Церкви. И только Церковь "действует" благодатью. А не группа церковных лиц, или даже одно очень очень важное лицо.

Благодать Церкви - это благодать веры. Мера причастности людей Духу (Богу). Мера их уверенности в Нем. Мера "пропитанности" Духом Святым. Священство и не священство, епископат и не епископат причастны благодати ровно настолько, насколько они причастны вот этой святой вере. Не умом или словом конечно, но глубже. Глубже. Можно сказать, что духом. Под духом здесь - глубокое основание как их святых слов, так и их святых дел. Потому что благодать и вера, это не две разные вещи. Это одно. "Да будут они едино как мы едино" можно понимать как молитву о причастности Его благодати, Его вере, Его Духу. Ну, а поскольку она соединяет и спасает, то и о спасении. Без веры невозможно угодити Богу. Благодать спасает. Благодать и вера не разное. Одно.

Раз благодать свойство Церкви, а священство и епископат Церкви причастны, в силу их и ее веры, то благодать у священства с епископатом, конечно есть. Это верно. Но обратное нет. Не соделывает благодать епископа Церкви. Он от Церкви, не она от него. Не соделывает благодать священства Таинства (нужное вставить). Вера Церкви и его причастность ей соделывает его священником. Вера Церкви и его причастность ей соделывают священнодействие Таинством. Потому и не служится Литургия без собравшихся (Церкви), что она совершается Богом на веру Церкви. Потому и обязан, священник причащаться за Литургией, что не может быть не причастен вере Церкви, если он и правда в ней. Неверно и то, что Таинство совершается только священником. Хотя почему то и повелось так говорить. О крещении или исповеди без обычного священства, думаю не надо даже напоминать. Как и о венчании. Требуется таинству не фелонь, а благодать. Все же остальное, не больше, чем оно причастны ей. Таинство действие Собрания, Церкви. Иерей или архиерей лишь организующее это Таинство лицо.

Но что будет с Таинством, когда священник иль епископ аморален, а то и вовсе не верит? Может и верит во что-то свое. Но не исполнен верою Церкви, верою Христа. Катехизисы учат, что не пропадает благодать. Даже пример приводят про колодец в пустыне - хоть от прокаженного, но напиться. Не так мол важно, из чьих рук ведерко с водою (благодатью) у колодца взять. Но по вере благодать. По благодати вера. Тут самое время спросить: по вере / благодати, чьей? По вере твоей, того священника и... правильно - Церкви. То есть не будет лучше если он аморален, и верит криво. Нечего ему прыгать у колодца. И не будет все равно. Будет хуже. Не сможет он - не имея - чем зачерпнуть сам взять и передать. Но его несовершенство не отменяет ни твоей веры, ни веры Церкви. И когда миллион человек свято верит, что по молитвам патриарха такого-то им будет, то это не пусто. Потому что есть тут вера, есть благодать. И когда тысяча верит, что молитвы иерея Х не напрасны, то и это не пусто. Их Бог обещался их не предавать. И когда даже одного больного приобщает в больнице священник, то и это не пусто. Потому что, кроме них убогих, Церковь верит, что можно и так приобщать.

Имеем. Вера в силу священноначалия на пользу священоначалию. Вера в слабость верующих против Церкви, и против верующих. Вера же в "благодатность" Церкви неодолима. Потому что это причастие Духа. Это вера Иисуса. Это вера в богатство Отца. Церковь и есть благодать. Вот в этом смысле "вне нее нет спасения", а не в смысле, что у меня борода (шапка, посох - нужное вставить), и я вас некрещеных (криво крещенных, мало умащеных и проч.) волею Божией отлучу / прокляну.

В Церкви благодать от веры. Ее благодать и есть вера. Это Дух, которого Церкви дал Отец (Бог). Благодать может только одно - преодолевать грех. Проще - болезни, несчастья, несогласие, горе. Иначе какая она /непечатно/ благодать? Богу не нужно чтобы люди "имели веру". Люди Им и без того так устроены, что у них не бывает жизни без нее. Они не могут не иметь её. Но бывает просто без благодатная вера. Вера не та (ошибка = грех). Не живая, мертвая вера. "Пропитанность" не тем духом. Засолка не той солью. Замешанность не на той закваске. Праздность веры. Ее бессилие. Неумение ни других ни себя спасать. Безблагодатность. 

священство, иерархия, епископат, Церковь, благодать, вера

Previous post Next post
Up