Вчера говорили про иерархию. Власть "вязать и решить" не обсуждалась. Обычно понимают так, что основание для этой власти некая особая "сила", "оставленная Господом", или "получаемая в рукоположении", или попросту - благодать.
Есть и другие значения для этого слова, "благодать". И широкое, как всякая помощь свыше. И специальное, как содействие Божие, без которого ни разу не спастись. И приходское, как улыбчивая экзальтация, "мистические" ощущения, способность подвижника (старца, матушки - нужное вставить) благословить, проклясть, иль даже колдонуть. Их здесь не касаемся. А затронем другое, через него, конечно, немного проясняя и их. Его можно бы назвать церковно-каноническим. Хотя название ничего не меняет. Речь об особой харизме, специальной "тайносовершительной" силе. Как говорят, только ею можно "вязать и решить". Только ею можно "священнодействовать", "литургисать", "рукополагать". Только ею можно с особой полнотой "благословлять", "учить", "проклинать". Только ею можно спасаться. Только ею можно беречь Церковь и защищать.
Благодать у священства с епископатом конечно есть. Но есть только потому, что она есть у Церкви. И ровно настолько, насколько они причастны Церкви. Более того: Церковь и есть все те, у кого имеется эта благодать. Воплощение благодати среди людей во времени и пространстве и есть Церковь. Вот тут что важно подчеркнуть, что... Субъектом благодати, если так можно говорить, носителем, держателем ее является не иерей Х, не владыко Y и даже не патриархат Z. Но единственно сама Церковь и только она. А какой-нибудь диакон Василий, или архимандрит Феодор, или свечница Фекла лишь причастны благодати Церкви. И только Церковь "действует" благодатью. А не группа церковных лиц, или даже одно очень очень важное лицо.
Благодать Церкви - это благодать веры. Мера причастности людей Духу (Богу). Мера их уверенности в Нем. Мера "пропитанности" Духом Святым. Священство и не священство, епископат и не епископат причастны благодати ровно настолько, насколько они причастны вот этой святой вере. Не умом или словом конечно, но глубже. Глубже. Можно сказать, что духом. Под духом здесь - глубокое основание как их святых слов, так и их святых дел. Потому что благодать и вера, это не две разные вещи. Это одно. "Да будут они едино как мы едино" можно понимать как молитву о причастности Его благодати, Его вере, Его Духу. Ну, а поскольку она соединяет и спасает, то и о спасении. Без веры невозможно угодити Богу. Благодать спасает. Благодать и вера не разное. Одно.
Раз благодать свойство Церкви, а священство и епископат Церкви причастны, в силу их и ее веры, то благодать у священства с епископатом, конечно есть. Это верно. Но обратное нет. Не соделывает благодать епископа Церкви. Он от Церкви, не она от него. Не соделывает благодать священства Таинства (нужное вставить). Вера Церкви и его причастность ей соделывает его священником. Вера Церкви и его причастность ей соделывают священнодействие Таинством. Потому и не служится Литургия без собравшихся (Церкви), что она совершается Богом на веру Церкви. Потому и обязан, священник причащаться за Литургией, что не может быть не причастен вере Церкви, если он и правда в ней. Неверно и то, что Таинство совершается только священником. Хотя почему то и повелось так говорить. О крещении или исповеди без обычного священства, думаю не надо даже напоминать. Как и о венчании. Требуется таинству не фелонь, а благодать. Все же остальное, не больше, чем оно причастны ей. Таинство действие Собрания, Церкви. Иерей или архиерей лишь организующее это Таинство лицо.
Но что будет с Таинством, когда священник иль епископ аморален, а то и вовсе не верит? Может и верит во что-то свое. Но не исполнен верою Церкви, верою Христа. Катехизисы учат, что не пропадает благодать. Даже пример приводят про колодец в пустыне - хоть от прокаженного, но напиться. Не так мол важно, из чьих рук ведерко с водою (благодатью) у колодца взять. Но по вере благодать. По благодати вера. Тут самое время спросить: по вере / благодати, чьей? По вере твоей, того священника и... правильно - Церкви. То есть не будет лучше если он аморален, и верит криво. Нечего ему прыгать у колодца. И не будет все равно. Будет хуже. Не сможет он - не имея - чем зачерпнуть сам взять и передать. Но его несовершенство не отменяет ни твоей веры, ни веры Церкви. И когда миллион человек свято верит, что по молитвам патриарха такого-то им будет, то это не пусто. Потому что есть тут вера, есть благодать. И когда тысяча верит, что молитвы иерея Х не напрасны, то и это не пусто. Их Бог обещался их не предавать. И когда даже одного больного приобщает в больнице священник, то и это не пусто. Потому что, кроме них убогих, Церковь верит, что можно и так приобщать.
Имеем. Вера в силу священноначалия на пользу священоначалию. Вера в слабость верующих против Церкви, и против верующих. Вера же в "благодатность" Церкви неодолима. Потому что это причастие Духа. Это вера Иисуса. Это вера в богатство Отца. Церковь и есть благодать. Вот в этом смысле "вне нее нет спасения", а не в смысле, что у меня борода (шапка, посох - нужное вставить), и я вас некрещеных (криво крещенных, мало умащеных и проч.) волею Божией отлучу / прокляну.
В Церкви благодать от веры. Ее благодать и есть вера. Это Дух, которого Церкви дал Отец (Бог). Благодать может только одно - преодолевать грех. Проще - болезни, несчастья, несогласие, горе. Иначе какая она /непечатно/ благодать? Богу не нужно чтобы люди "имели веру". Люди Им и без того так устроены, что у них не бывает жизни без нее. Они не могут не иметь её. Но бывает просто без благодатная вера. Вера не та (ошибка = грех). Не живая, мертвая вера. "Пропитанность" не тем духом. Засолка не той солью. Замешанность не на той закваске. Праздность веры. Ее бессилие. Неумение ни других ни себя спасать. Безблагодатность.