В журнале у
ignaty_l обсуждался вопрос о месте критики в осмыслении происходящего в церкви и обществе. По ходу разговора было озвучено две позиции. Первая: не нужно тратить силы на обличение косого да кривого, но нужно растить светлое да красивое.
Вот
yelk_a так и пишет: ... возможно действовать иным образом (не критикой), [не нужно] тратить силы на обличение... , но потихоньку растить свою хорошую. Возможности есть.
Вторая: без осмысления ничего хорошего вырастить не возможно, а там, где нельзя говорить о недостатках, и осмысления никакого не может быть, т.е. разговор о кривом и косом необходим, и необходим еще как.
Так
bojarinja пишет:
Выращивание чего бы то ни было начинается с осмысления. Смотрим: растет хилая, кривая елка. Думаем: почему так. Может, почва не та или климат не тот. Выбираем место для выращивания хорошей елки, привозим саженец, высаживаем на подходящем месте... Общественные процессы нуждаются в осмыслении... Вы полагаете, что осмысление процессов, поисходящих в Церкви, не нужно?... Надо учиться, желательно, на хороших примерах. Но поскольку хорошие примеры редки, то учимся от противного.
Традиция говорит нам заботься о своих грехах, и не замечай, и даже оправдывай грехи ближнего. Проговаривание же безобразий тех, кто призван учить, или всей иерархии в целом вообще есть хамство, а то и подрыв всякого порядка, вероломство, и крах вышестоящих структур, под которыми без сомнения погибнет и все, что стоит ниже них. Все так.
Да только есть грех и недостаток, а есть лукавство. Обличение никогда и не понималось, как трезвон о грехах, но как мера вынужденная и для ограждения не столько себя, сколько других. Ограждение от опасности. Мера вынужденная, когда молчать уже нельзя. И не потому нельзя, что больше не терпится, а потому что молчание, бывает, продается ближний и предается Бог.
Надо учиться, желательно, на хороших примерах. Но поскольку хорошие примеры редки, то учимся от противного (с) Боярыня. И кстати, а их вообще бывает много - хороших примеров, хороших друзей. Бывает? Ну, тогда все хорошо! Все хорошо! Да только не говорил ли кто, горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! А если не всё, так не предается ли тогда, как и написано, лукавым молчанием и лже-смиреним Бог?