(эссе)
I
Портреты Анны Ахматовой писали многие: Модильяни и Анненков, Альтман и Петров-Водкин, Кардовская и Серебрякова. Но точнее всех ее изобразил даже не художник, а поэт - Осип Мандельштам.
Вполоборота, о, печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
Зловещий голос - горький хмель -
Души расковывает
(
Read more... )
Стёпа, я не думаю, что каждого можно припечатать (именно по литературному критерию). У Блока, при огромном количестве произведенного им мусора, есть великие стихи. "Чертя за кругом плавный круг..." входит, на мой вкус, в десятку лучших поэтических текстов за всю историю русской поэзии. Был скромный Иннокентий Анненский, на памятник не претендовавший, но сильно повлиявший на дальнейшее. Был Брюсов, сделавший много оригинальных открытий. Был Есенин с собственным небывалым голосом. Было обильное и не всегда бесплодное теоретизирование Гумилева, Вяч. Иванова, Кузмина и др. Ну и нельзя забывать, что из этой "серебряной" почвы выросли потом Цветаева, Мандельштам, Пастернак и Маяковский. Уже немало, правда?
Был расцвет философских кружков: Бердяев, Булгаков, Шестов, Мережковский.
И я не уверен, что без этого словесного бэкграунда смог бы подняться и "Мир искусства": Бенуа, Билибин, Сомов, Судейкин, Бакст, Левитан... И Дягилев, и "русские сезоны" в Париже. И Рахманинов, и Скрябин, и Стравинский. Короче говоря, великий, невиданный в России ни до, ни после расцвет Духа.
Безумно жаль, что всё это было затоптано потом большевицкими сапогами.
Reply
А, твоё утверждение, значит, значительно сильнее, чем мне показалось при первом прочтении. Не уверен, что я готов перестать перечитывать Поэму без героя или забыть помнимые наизусть с юности стихи, потому, что "вдруг" осознал "позу". Повторю Пушкина снова: "Врете, подлецы: [...] не так, как вы - иначе".
Reply
Leave a comment