Русский путь туда, неведомо куда
Александр Сидоров
Церковь, из блинов сложена, оладышком повершена
Много есть в мире праздников странных и удивительных. Вот вы знаете, что 25 февраля человечество торжественно отмечает День составления карт несуществующих земель? Я так мыслю, это - самый русский праздник. Конечно, у многих этносов существуют мифы о неведомых землях. Одна греческая «Одиссея» чего стоит. Но такова уж судьбинушка народа нашего, что именно в его творчестве ярко прослеживается вера в заветные земли, куда можно сдёрнуть от раздолбайства, беззакония и неустроенности расейской жизни.
Утопические сказания появляются на Руси чуть ли не с X века. Не все они сопровождаются «картами местности», но зато так подробно описываются - рисуй, как на душу ляжет! Например, сказания о златом «граде Христовом», расположенном посреди озера, воды которого «белее молока». Город пересекают четыре потока - молочный, медовый, винный и елейный. В сказании о поисках земного рая повествуется, как Господь внял мольбам монаха Агапия, и вслед за орлом монах попадает в дивный сад, полный цветов, фруктов и чудесных птиц. Здесь Агапий встречает Христа с апостолами, пьёт из источника, «что белее молока и слаще меду», и т.д. Фольклор традиционно повествует в сказках-небылицах о молочных реках с кисельными берегами, где стоит церковь, из блинов сложена, калачиком подпёрта, оладышком повершена.
Русская народная утопия особо расцвела после раскола Православной Церкви во второй половине XVII века, когда часть духовенства и верующих не приняла реформ патриарха Никона 1653 - 1656 годов, прежде всего «книжной справы» - исправления и редактирования богослужебных текстов. Никона называли «антихристом». Вспыхивали вооружённые раскольничьи бунты. А после того как старообрядцы были преданы анафеме в 1666 году, тысячи противников патриарха решили бежать из-под «власти дьявола» в далёкие счастливые земли. Тут и начинается расцвет фольклорной русской утопии, в которой мифотворчество перемешалось с реальной жизнью.
Уругвай, Уругвай, кого хочешь, выбирай
Не забудем и о причинах географических. Бескрайние просторы Российского государства способствовали массовому исходу «от зла» на южные окраины, в леса Поволжья и Севера, в Сибирь. Приверженцы «старой веры» пополнили казачью среду, поэтому в крупнейших крестьянско-казачьих восстаниях Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачёва значительная часть «смутьянов» являлась раскольниками. Так что День составления карт несуществующих земель - самый что ни на есть казачий праздник. Старообрядцы уходили в глушь и пытались воплощать в своей среде идеалы первых апостольских общин. В Керженских лесах (по левому притоку Волги) и в Сибири стали появляться раскольничьи скиты (замкнутые поселения монастырского типа). Кстати, по названию лесов ревнители «старой веры» получили также прозвище «кержаки». В среде раскольников появился реальный прообраз «царства справедливости» - Выговская пустынь, основанная в 1694 году на побережье Белого моря, у слияния рек Сосновка и Выг. К 1835 году здесь жило три тысячи человек.
Императрица Екатерина II своим указом позволила раскольникам-эмигрантам вернуться в Россию и осваивать пустующие земли. Примитивный коммунизм практиковали раскольники-духоборы. Сенатор Иван Лопухин считал, что духоборы могут служить для государства моделью семейной и социальной жизни. По инициативе сенатора их собрали между 1802 и 1820 годами в селении Молочные Воды на реке Молочная, впадающей в Азовское море. Здесь возникло Духоборье. Целью «духовных христиан» было построение Царства Божия на земле. В 1818 году Духоборье посетил Александр I, распорядился освободить всех от воинской повинности и переселить в Крым. Однако император Николай I позднее переселил духоборов в безлюдные районы Закавказья и ввёл среди «людей божьих» воинскую повинность. Когда же духоборы отказались брать оружие, их всех скопом выслали в Якутию.
На помощь пришёл Лев Толстой, на деньги которого в 1898 году 7400 духоборов на пяти кораблях отплыли из Батума в Канаду, где создали «самую большую в мире коммунистическую организацию».
Но наиболее известная община староверов - секта «Новый Израиль». К 1903 году количество её членов в России достигало ста тысяч человек. Однако после волнений 1905 года, когда ряд староверов и сектантов поддержали «бунтовщиков», царское правительство стало преследовать «христовых революционеров», и им пришлось эмигрировать в Уругвай, где в департаменте Рио-Негро две тысячи сектантов построили город Сан-Хавьер, в котором живут и по сей день.
Великое путешествие казаков-«никудышников»
Но читатель резонно может заметить: пока речь у нас шла не о составлении карт несуществующих земель. Раскольники осваивали новые, глухие земли, и карты староверы составляли вполне себе реальные, просто отмечая на них новые, доселе неизведанные местности!
А вот тут как раз вы не совсем правы. Ещё со второй половины XVIII века в раскольнической среде появляется секта бегунов. Её идеология проста: ради спасения души надо уйти от мира, где царствует антихрист, «таитися и бегати». Всякий праведник не должен принимать печати антихриста (паспорт), не должен иметь «ни града, ни села, ни дому». Бегуны составляли для себя особые маршруты, в которых действительные географические названия были перепутаны со сказочными. Историк Кирилл Чистов насчитал 12 таких сказочных мест, среди которых - Новые острова, Ореховая земля и т.д. Распространялись путеводители (“путешественники”) с маршрутами, ведущими в реальные или воображаемые края: на «реку Дарью», чьи воды полны рыбы, в якутскую богатую «землю бородачей»,которая вдохновила несколько арктических экспедиций XVIII и XIX веков.
ПОЛНОСТЬЮ ОЧЕРК ЗДЕСЬ -
День составления карт несуществующих земель - казачий праздник?
Русский путь туда, неведомо куда
www.nvgazeta.ru