начало:
Часть 1 Автобиографическая записка о. Херувима:
«22 сентября 1962 г. был рукоположен во иеромонаха архиепископом Иосифом (впоследствии митрополитом).
14 октября 1962 г. пострижен в великий Ангельский образ - св. схиму Иосифом архиепископом Алма-Атинским».
Собственноручная запись о. Херувима о поездке в Санкт-Петербург (Ленинград) и обретении иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»:
«В 1962 г. зимой я приехал в Санкт-Петербург, остановился у монахини Зиновии (ул. Канал Грибоедова - напротив Никольского собора). Зинаида Георгиевна (при митрополитах Никодиме и Антонии она работала алтарницей в Никольском соборе) жила недалеко от Театральной площади, пригласила в гости. Когда я пришел к ней в гости, к ней пришла и монахиня Варсонофия (Лидия - мирское), которая в этот день пригласила меня зайти к ней (она жила тоже недалеко от дома Зинаиды Георгиевны, у обеих квартиры коммунальные).
Когда я зашел в квартиру монахини Варсонофии, то увидел на столе икону Божией матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Икона мне очень понравилась, и монахиня Варсонофия мне рассказала, что икона эта была написана по благословению дорогого батюшки отца Иоанна Кронштадтского монахинями Леушинского монастыря. И дорогой батюшка сам освятил эту икону. Отец Иоанн Кронштадтский молился перед этой иконой, называя её Спасительницей России. Иоанн Кронштадтский благословил этой иконой на духовный подвиг и молитву мирянина, а впоследствии схииеромонаха Серафима (Вырицкого), и сказал: «Будешь схимником Александро-Невской Лавры. Молись о спасении России перед этой иконой». Он же предсказал ему грядущие на Россию бедствия и завладение иноплеменными властями, разорение церквей и монастырей, и множество святых исповедников и мучеников, начиная от высшего духовного чина, с митрополитов и мирского царя, и кончая малыми детьми. Также предсказал, что нескоро, но свет Православия в России возсияет, и Россия возродится правоверным Православным Царём. И повелел ему (Серафиму Вырицкому) перед сей иконой повторить подвиг преп. Серафима Саровского: молиться Царице Небесной, чтобы Господь умиротворил нашу страну.
Когда Серафим Вырицкий и его жена ушли в монастырь, отец Серафим забрал эту икону в Александро-Невскую Лавру. Она была у него келейной иконой.
Перед закрытием Лавры иеросхимонах взял благословение у епископа Григория Лебедева, впоследствии митрополита Петербургского, поехать на лечение в Вырицу. Он же спросил Владыку, как быть с сей иконой. Епископ Григорий ответил: «Раз Вы получили себе ее в благословение от святого, то возьмите с собой икону на сохранение».
Вырицкий старец Серафим молился перед этой иконою 1000 (тысячу) дней и ночей, повторяя подвиг Серафима Саровского. Когда люди в Вырице во всех своих нуждах обращались за помощью к отцу Серафиму, батюшка всегда с молитвой обращался к этой иконе Божией Матери. Люди получали помощь и благодарили батюшку, а он отвечал: «Это помощь Царицы Небесной, благодарите Её». Однажды муж и жена с больным ребенком приехали из Петербурга помолиться о здравии ребенка. Но когда зашли к отцу Серафиму, ребенок уже умер. Родители плакали и просили отца Серафима помолиться. Отец Серафим помолился перед иконой Божией Матери - и дитя ожило. К отцу Серафиму стали во множестве стекаться люди, чтобы помолиться и поклониться этой иконе. Власти, узнав, постановили изъять икону. В это время пришла Лидия - духовное чадо отца Серафима. Он совершил ей монашеский постриг с именем Варсонофии и сказал: «Какая радость, что у нас есть такая икона, на ней особая благодать, но я больше не могу ее у себя держать и хранить, иначе у меня ее отберут. Возьми и храни ее у себя». Лидия (монахиня Варсонофия) тайно вывезла икону в Петербург и все время хранила ее у себя.
Когда я стал просить икону, она спросила, как меня зовут. Я ответил: «Отец Херувим». Тогда монахиня Варсонофия сказала: «Я батюшку Серафима (Вырицкого) спрашивала: «Куда деть икону, когда я буду умирать?», и он ответил: «Не безпокойся, отдашь Херувиму. Икона будет в монастыре. Она будет принадлежать святому великомученику Георгию Победоносцу».
- Я старая и очень слабая и ввиду того, что никогда не встречала человека с таким именем, отдаю икону Вам с тем, чтобы, когда будут открывать монастыри, отдать в монастырь, - сказала мать Варсонофия.
Но Зинаида Георгиевна была против передачи мне иконы. Тогда монахиня Варсонофия сказала, что посоветуется с другими монахинями, своими духовными сестрами: схимонахиней Боголепой, схимонахиней Богданой, схимонахиней Серафимой, монахиней Зиновией, монахиней Питиримой (несла послушание у владыки Питирима). Они дали согласие отдать мне икону. Вместе с иконой Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» монахиня Варсонофия подарила и икону Ангела Хранителя, которая тоже была ее благословением Серафима Вырицкого.
Выполняя благословение Иоанна Кронштадтского, Вырицкий молитвенник совершил в 1937 г. свое первое молитвенное предстояние в 1000 дней и ночей, умоляя Царицу Небесную о том, чтобы Господь умиротворил нашу страну. Второй молитвенный подвиг в 1000 дней и ночей (более известный) был совершен им в 1942 г. во время Великой Отечественной войны перед иным образом.
После того, как в 1962 году образ Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» был привезен в Украину, перед ним, как бы принимая молитвенную эстафету, молится 1000 ночей схиигумения Александра, которая незадолго до своей смерти (+1978 г.) услышала от иконы Царицы Небесной извещение о дне своей кончины в День своего Ангела».
Рассказ о близком знакомстве о. Херувима с иеромонахом Никодимом (Тихон Антонович Коваль) [из книги «Во славу Божию. Документальное повествование об истории Даневского Свято-Георгиевского монастыря». Свято-Георгиевский женский монастырь, 2001 г.]:
«Отец Никодим - был монахом Свято-Георгиевского монастыря (село Даневка) до его закрытия. Большой ревнитель церковного устава. Службы совершал строго по монастырски. Всенощное бдение служил как положено: Псалом 103 канонаршил, на полиелее на «Хвалите Имя Господне…» пелись два Псалма, как и предусмотрено уставом.
По возвращении из ссылки (18 лет каторжных работ) был рукоположен во священника. /Закрытие монастыря в Даневке - 1934 год. Арест отца Никодима, по-видимому, 1937 г. Его возвращение из ссылки - 1955 г. - прим. Ю.Р./. Служил в с. Карасиновке, а затем - в Городищах в Архангело-Михайловском храме.
«В хрущевские времена церковь в Городищах власти закрыли. Отец Никодим знакомится и сближается в черниговском Троицком соборе (куда он приезжал поклониться мощам свт. Феодосия) с отцом Херувимом (Дегтярем), поведавшем нам о некоторых моментах жизни иеромонаха Никодима.
Отцу Никодиму хотелось купить дом в Чернигове, поближе к черниговским святыням, но для этого необходима была черниговская прописка, которой он не имел, но которая была у отца Херувима. Благодаря этому они договариваются поселиться вместе, и отец Никодим покупает половину дома, состоящую из маленькой комнатки и кухоньки.
<…> Отец Никодим расположился в комнатке, а отец Херувим - в кухоньке.
Отец Херувим, вспоминая свою совместную с отцом Никодимом жизнь, свидетельствует, что тот был большой молитвенник и подвижник.
В ежедневное келейное правило иеромонаха Никодима входило: утром - утренние молитвы, полунощница, чин 12-ти псалмов, чтение помянника. Днем читал 4 акафиста: Спасителю, Божией Матери, святителю Николаю и Георгию Победоносцу. Акафисты свт Николаю и Георгию Победоносцу читались в обязательном порядке (небесные покровители обители Рыхловской и Георгиевской, в которых когда-то подвизался отец Никодим). В пятницу читался Акафист Страстям Господним, во вторник, четверг и субботу Акафист Спасителю заменялся Акафистом Пресвятой Троице. Вечером вычитывалось повечерие и положенные каноны. Молился ночами, читая Псалтирь (за неделю прочитывал дважды).
Из Рыхловсского монастыря у отца Никодима сохранились Минеи (вероятно, через хранивших их инокинь Матрону и Варвару), и если не приходилось быть на службе в храме, то вычитывал службу дома.
Жили отец Херувим и отец Никодим дружно. Отец Никодим был добрый по характеру. Враг позавидовал их согласию, и нашлись люди, которые начали настраивать отца Никодима против отца Херувима. Узнав об этом, отец Херувим мирно отделился от него. Впоследствии отец Никодим очень жалел об этом и говорил: «Нам бы надо было жить вместе до гробовой доски, мы должны иметь братскую любовь».
Перед смертью, уже тяжелобольной, отец Никодим вызвал отца Херувима телеграммою в Быковню, где он находился по приглашению (у отца Никодима были после ссылки раны на ногах, а теперь началась гангрена). Когда на вызов приехал отец Херувим, то тяжелобольной отец Никодим пожелал с ним побеседовать наедине. Но те же самые недоброжелатели, что помешали ранее их братскому союзу и жительству, вмешались снова и не допустили исполниться предсмертному желанию умирающего. Той же ночью отец Никодим скончался. Отпевали его в Броварах. Погребен в с. Быковня. Успокоился истинный инок и служитель Божий, подвижник, труженик и исповедник Христов. Вечная ему память…»
Устное свидетельство о. Херувима:
«В Грузии был, в Абхазии. Я там и в пустыне жил. Там еще покойный схиархимандрит Симеон жил Грузинский в Гудаутах. Я уж теперь даже имена забываю.
Митрополит Зиновий, в схиме Серафим, и схиархимандрит Андроник жили в Тбилиси. И служил схиархиепископ Зиновий, тогда он, верно, уже и митрополит был, когда я был, или архиепископ? Его причислили к лику святых. А у Сухумах жил схиархимандрит Серафим Романцов. Это такие старцы известные.
Схимитрополит Серафим /Мажуга/ и схиархимандрит Андроник /Лукаш/ были похоронены в Тбилиси возле церкви Александра Невского, а преп. Серафим /Романцов/ в Сухими. Их сюда /с Кавказа/ и мощи попривозили в Глинскую пустынь.
Видно, Грузинский патриарх, так он не хотел. У них своих мощей нет. Там кого-то есть мощи, одни. Ну, равноапостольная Нина, так я не знаю, говорят, что мощи. Но говорят, в церкви, так надгробие только было. А когда лазили туда безбожники, так говорят, никаких мощей нет. Во всяком случае, равноапостольную Нину там похоронили.
Патриарх, когда Сухумским митрополитом был, так он так любил русских всех, а когда стал Патриархом, так сказал: «Вон, убирайтесь, чтобы я тут духу русского не видел». А теперь он такой уже престарелый очень, и узнать его нельзя. Так монахи побежали, батюшки разбежались, и доход церквей снизился. А он увидел, что недоход большой.
Не знаю за тех, кто в горах, те не считаются, а такие, так ни один не вернулся /наверное, Патриарх Илья стал назад звать, когда доход упал - прим. Ю.Р./. А архимандрита Симеона в схиму постриг Патриарх /Илий/. Но и Симеон уже умер. Симеона в Гудаутах собирались даже убить. Сказали, закон Божий преподавать на грузинском языке, а он грузинского языка не знал, так они решили его убить, так вывезли солдаты его в Сочи, и он в Сочах там и умер. Но тоже больной был. Я считаю, когда был у него, так он и тогда больной был.
Я и в Сибири был, в Иркутске, у архиепископа Вениамина. А потом в Чувашии, и там архиепископ Вениамин и умер. Он был сам почаевский, был Иркутский епископ, а потом стал Чувашский, там и умер. Его перевели перед смертью.
Схимонахиня Гервасия (матушка Варвара).
Некоторые из москвичей, кто жил в районе Донского монастыря в 60-ые годы, нередко могли наблюдать одинокую женщину, с трудом передвигавшуюся вдоль Донской улицы. Ее звали Варвара и она была калека - врожденное увечье ног. А еще она была православной христианкой и духовным чадом известного московского батюшки протоиерея Николая Голубцова. Отец Николай служил в церкви Ризоположения Богородицы на Донской улице и в Малом Донском соборе. Вот туда и двигалась, с трудом переставляя больные ноги, Варвара, чтобы поспеть на богослужение дорогого батюшки Николая.
Но в 1963 году отца Николая не стало. Варвара очень скорбела о потери духовного отца. Господь по молитвам о. Николая утешил Варвару. Ей приснился сон, в котором она увидела незнакомого старца монаха с длинной седой бородой, а также схимническое облачение. Голос известил ей, что это ее новый духовный отец, а схима принадлежит ей, Варваре. Через какое-то время в церкви Ризоположения на Донской улице ее познакомили с иеромонахом, который приехал с Украины. Ему негде было остановиться, и добрые люди посоветовали подойти к Варваре. Как только Варвара увидела иеромонаха, она сразу признала в нем того самого, кого видела во сне. Это был схииеромонах Херувим.
С того времени отец Херувим становится ее духовным отцом. По его молитвам неожиданно сбылась давняя благочестивая мечта Варвары. Она очень хотела жить рядом с Донским монастырем, где служил отец Николай, так, чтобы окна ее жилища выходили на монастырь. Но она даже и не могла мечтать об этом. И вот неожиданно после знакомства с отцом Херувимом все сложилось. Господь управил, добрые люди помогли, и ей, как инвалиду, предоставили маленькую квартирку, из окон которой открывался вид на купола Донского монастыря. До обители рукой подать. Маленькое чудо в ее скорбной жизни.
Варвара была очень привязана к о. Херувиму. Всякий приезд батюшки для нее был настоящим праздником. Ее здоровье все более ухудшалось, болезнь прогрессировала. Через какое-то время она могла добраться до монастыря только на каталке и с помощью посторонних, которые сажали и вынимали ее из каталки. Потом пришлось отказаться и от каталки. Вся остальная ее жизнь была связана с отцом Херувимом и протекала в доме. Причащали ее также на дому приглашенные священники. О. Херувим организовал дежурство женщин, которые приходили к батюшке. Эти женщины, посменно ухаживали за матушкой Варварой, готовили ей еду, кормили. Самостоятельно она уже ничего не могла делать. Когда батюшка уезжал, дежурства женщин продолжались, Варвара никогда не оставалась одна, без присмотра. Почитатели батюшки, не только женщины, но и мужчины, обеспечивали ее всем необходимым, заботились о ней. Варвару невозможно было не полюбить за ее доброту, необыкновенное смирение и терпение, с которым она переносила тяготы своего положения.
В конце 90-ых схиархимандрит Херувим постриг Варвару в схиму, с наречением нового имени - Гервасия. Вскоре схимонахиня Гервасия мирно отошла ко Господу.
В 1982 г. после прихода к власти Андропова последовала новая волна репрессий на духовенство. В 1983 г. за исповедание веры во Христа Спасителя, за церковную деятельность, за хранение в доме православных икон и церковной литературы, за евангельскую проповедь покаяния и обращение людей к Православной вере о. Херувим (Дегтярь) был арестован органами МВД. Все иконы и книги, хранящиеся в его доме, были конфискованы. Удивительно, что чудотворный образ Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», находившийся в доме на видном месте, при обыске не был изъят. Отцу Херувиму пытались вменить в вину антигосударственную деятельность, чуть ли не международный заговор. Следователи требовали выдать всех, кто участвовал в заговоре, т. е. всех, с кем так или иначе батюшка имел общение. Но отец Херувим либо отвечал односложно, либо вовсе молчал, т. е. буквально не проронил ни слова ни на допросах, ни при последовавшем медицинском освидетельствовании. Так внушил ему Господь Бог. В результате, собравшимся медицинским консилиумом был поставлен диагноз психической невменяемости. Батюшка был помещен в областную психиатрическую больницу (поселок Халевин под Черниговом). На протяжении всего времени пребывания в психушке о. Херувим продолжал молчать. Через одиннадцать месяцев был переведен в СИЗО г. Киева, а затем и вовсе освобожден с присвоением инвалидности по психическому заболеванию.
Сам батюшка вспоминает это время с иронией: «Когда-то меня у Киеве держали и допрашивали. А я все отвечаю, что не знаю, да не знаю. /Батюшка говорит со все более усиливающей интонацией, выразительно/ «Да ты все знаешь, ты человек, известный всему СССР». Я говорю: «Совсем заговорились, не туда, куда надо. Прям, говорю, всему СССР». «Да, да, да, всему СССР, да и того мало, что СССР, а заграницею везде это имя известное. Во тебя как побьем»
Как ставят психиатрический диагноз легко можно понять, просмотрев фильм «Разоблачение секты о. Георгия Кочеткова», который выложен в интернете, а также см. журнал «Русская Хоругвь»:
http://www.youtube.com/watch?v=T2oe8jxufzYhttp://yurij-rassulin.livejournal.com/64818.htmlВыйдя на свободу с «волчьим билетом» после годового молчания отец Херувим вдруг заговорил. Он обратился к властям с требованием вернуть все незаконно конфискованные иконы и церковные книги. Он буквально завалил жалобами соответствующие инстанции. Он дошел и до Москвы, до Прокуратуры СССР.
О. Херувим: «Я был в Москве в прокуратуре семнадцать раз, а помощи никакой. Все жалобы рассматривались только через месяц. А я, выходя, посмотрел, кто там: Карл Маркс и Сталин. А-а-а, пока эти звери-нелюди тут будут, так тут никогда в этих прокуратурах не будет правды».
Все же он добился своего: власти вернули значительную часть книг и икон, хотя и не все.
Отца Херувима, конечно, не оставили в покое, ему не простили и его твердость в исповедничестве веры, и отказ от сотрудничества с властями, как и хранение икон и церковной литературы. Ему было запрещено проживать на родной Черниговщине. И все же он жил и служил в Чернигове, и ничего с этим поделать власти не могли. Кроме возведения поклепов, в чем власти поднаторели. В борьбе против Церкви и ее служителей все средства были хороши.
16 июля 1985 году в черниговской газете «Деснянская правда» появилась заказная статья, порочащая честь монаха. Эту статейку в местном партийной органе можно рассматривать, как заказную дезинформацию, имеющую целью дискредитировать священнослужителей Церкви, монашество. Помянуты были и прежние «грехи» перед советской властью и ему, и его отцу, загубленному властями, и его матери, схиигумении Александре. За все за это враг и поквитался с отцом Херувимом.
В 1990 г. РПЦ МП была возвращена мощенская Свято-Вознесенская церковь. Схиигумен Херувим своим опытом и советом оказал помощь в восстановлении храма. Как пишет М. Ермоленко, он подсказывал, как и что делать, чтобы отремонтировать храм.
«Перед освящением восстановленного храма схиархимандрит передал тридцать икон, которые в свое время он собрал в Мощенке, и которые были переданы им в монастыри, где надежно сберегались до времени. Среди переданных были и иконы из отцовской хаты.
При разорении храма мощенковцы сберегли икону Божией Матери «Покровительница воинов» или «Августовская». А затем мощенковцы единодушно приняли решение отдать икону в действующую Автуничскую церковь.
При восстановлении храма в Мощенке владыка Антоний Черниговский и Нежинский рассудил, что икона должна стоять там, где есть. Тогда схиархимандрит Херувим нашел подобную «Покровительницу воинам» в монастыре и передал храму. (М. Ермоленко. «Новости Городнянщины», перевод с украинского).
Духовная брань схиархимандрита Херувима (Дегтяря) не закончилась гнусной статейкой в партийном органе.
Механизм грязной клеветы запущенный в 1985 году «Деснянской правдой» был вновь раскручен в начале 90-ых годов представителями РПЦЗ. Информация зарубежникам была «любезно предоставлена» сектантами-катакомбниками, которые были озлоблены на о. Херувима за его активную деятельностью по сбору материалов для канонизации преп. Лаврентия Черниговского и бескомпромиссной преданности батюшки Московской Патриархии. Сектанты предполагали использовать имя старца Лаврентия в своей борьбе против Московской Патриархии, думали представить преп. Лаврентия апологетом анти-сергианства. На их пути стал схиигумен Херувим (Дегтярь), и их планам не суждено было сбыться.
9/22 августа 1993 года Освященным Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви схиархимандрит Лаврентий Черниговский (Проскура Лука Евсеевич, 1868 -1950) был причислен к лику святых в чине преподобного. Чудотворные и цельбоносные мощи угодника Божия Лаврентия в том же году были положены в Троицком соборе города Чернигова. Немалая заслуга в том, что это событие произошло принадлежит схиигумену Херувиму (Дегтярю), предоставившему в комиссию по канонизации собранные им материалы о житии старца Лаврентия.
Ныне стало известно, кто именно активно противодействовал о. Херувиму в его благочестивых намерениях. Это так называемое «Черниговское братство новомученика святителя Пахомия Черниговского», - одно из ответвлений ИПЦ, которая возглавлялась Геннадием Секачом и вела свое начало от лже-епископа Серафима Поздеева. На наветы членов секты опирался некий иеромонах Гермоген (Дудников), принадлежащий к зарубежной юрисдикции и направивший письмо зарубежному, т. е. представителю враждебной по отношению к РПЦ МП юрисдикции, епископу Евтихию, незаконно именуемому Ишимским и Сибирским.
Ответом клеветникам стала вышедшая в 1994 году в московском издательстве «Русский Духовный Центр» книга схиигумена Херувима «Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание».
Батюшка Херувим в книге о преп. Лаврентии Черниговском четко и определенно раскрыл свою позицию, свое жизненное и духовное кредо, публично засвидетельствовав свою преданность Матери-Церкви в лице РПЦ МП. В этой небольшой книге отец Херувим резко обличил сектантов и раскольников всех мастей, призвав православных людей быть верными Русской Православной Церкви Московского Патриархата, как единственной канонической представительнице Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви на всем пространстве Святой Руси. При этом отец Херувим четко указал на ложность и недопустимость всех поползновений РПЦЗ на духовное водительство русского народа, рассматривая эту ветвь православной церкви только лишь как часть Русской Православной Церкви. Причем, о. Херувим подчеркнул, что Русская православная Церковь находится не за рубежом, а в России.
Вот эта бескомпромиссная позиция о. Херувима, исповедание своей веры и свидетельство преданности РПЦ МП еще более озлобило его противников. Со стороны сектантов-катакомбников и их покровителей из структур РПЦЗ последовала ответная реакция, начался сбор компромата на отца Херувима и сектантами, и представителями РПЦЗ. А в ноябре 1996 года в публикации «Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.)» автором очерка и представителем ИПЦ Виталием Шумило была еще раз публично повторена клевета на о. Херувима, пущенная предшественниками Шумило, но озвученную Шумилой с еще большим раздражением и неприкрытой ненавистью к верному чаду РПЦ МП, «сергианину», не допустившему спекуляцию сектантов именем преп. старца Лаврентия.
Новый всплеск озлобления на старца последовал в ответ на попытки благочестивых православных христиан поставить вопрос о всецерковном прославлении чудотворной, прославленной УПЦ МП иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (другое название «Спасительница России»), почитание которой все более возрастало, как возрастает и поныне не только на Украине, но и в России, и в других уголках мира. В поле зрения хулителей иконы оказались ежегодные Леушинские стояния на берегу Рыбинского водохранилища перед затопленным богоборцами Леушинским монастырем, где и была написана чудотворная икона. Эти стояния, возглавляемые протоиереем Геннадием Беловоловым, возникли, как инициатива снизу в знак покаяния русских людей за отступление от Бога, приведшее к поруганию и затоплению святынь.
Деструктивную, порочащую Церковь деятельность раскольнических структур против хранителя чудотворного образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и против самой иконы продолжили, развили и подняли на новую высоту: преподаватель МинДА Слесарев А.В. и писатель Филимонов В.П.
Примечательно, что Слесарев А.В. в своих публикациях недвусмысленно дал понять, что разделяет богословские заблуждения, граничащие с ересью, жидовствующего прот. А. Меня и его последователей в лице прот. Георгия Кочеткова, а кроме того, Слесарев тяготеет к той части своих соотечественников, кто недугует русофобскими настроениями, боясь объединения братских славянских республик в единое государство. Духовно близок к Слесареву и писатель Филимонов, мотивы которого в борьбе с Чудотворной иконой Божией Матери и ее хранителем можно объяснить не иначе, как ущемлением непомерной гордыни.
По поводу тяжкой клеветы, возведенной на него, о. Херувим смиренно сказал следующее:
- Хотящие во Христе жити гонимы будут. А Евангелие от Иоанна говорит, что «Меня ненавидели и вас будут ненавидеть; меня гнали (в страстном Евангелии) и вас будут гнать. Вас будут ненавидеть за то, что вы не будете говорить то, что мир говорит. Вас будут гнать за то, что вы не будете делать то, что мир делает». Вот оно все это и оправдывается. Надо такое. А сам Филимонов, дак некрещеный был. Откуда все знает за отца Серафима /Вырицкого/? Он пишет, что меня привлекали за распутную жизнь у той книжке, а меня никогда за это не привлекали. Это клеветник, ложный».
В 2006 году о. Херувим был почетным гостем Леушинского стояния, где по просьбе организаторов молитвенного стояния освятил поклонный крест, установленный в поселке Мякса.
Ныне здравствующий старец схиархимандрит Херувим (Дегтярь), насколько ему позволяют старческие силы, продолжает служить на Украине, в одном из монастырей, по благословению правящего архиерея. Не иссякает поток людей, любящих и почитающих старца и нуждающихся в его духовном совете, благословении и молитве.
http://yurij-rassulin.livejournal.com/102459.html