НЕФОРМАТ. Алексей Покровский

Dec 14, 2024 17:49









У меня набирается ощутимое количество виниловых пластинок, совершенно никак не подпадающие под мои основные темы. Это не академическая (классическая) музыка, не прогрессив-рок, не фьюжн, не французская музыка, которую я люблю в самых разных проявлениях. И даже не хороший рок и крутая итальянская эстрада а-ля Matia Bazar. Мне дарят пластинки, я откапываю их в своих залежах, ещё как-то они ко мне попадают. Что это за музыка? Например, классический джаз, который я хорошо знаю, даже изучал три года систематически, но не шибко люблю, хоть и понимаю, что это серьёзная музыка; псевдонародная русская музыка, ставшая чрезвычайно популярной в 60-70-е годы ХХ века, русские городские романсы XIX века, этакая мещанская музыка; грузинские городские песни (между прочим, очень здорово исполненные, не хуже Bee Gees грузинским трио «Циспери»). Вот куда их девать? Просто «солить»?

Я решил, что буду их цифровать и выкладывать в рубрике «Неформат». Причём, не как это я обычно делал, чередуя с привычной академической музыкой, а зарядив сразу большую обойму, скажем, до католического Рождества. А потом пойдут вперемешку французы и наши великолепные песни из двух фильмов. Понятное дело, неформат на этом не исчерпается, вот тогда и начну публиковать его вперемешку с обычным моим репертуаром. Но нужно, для начала, хотя бы штук 5-6 пластинок выложить. Только не подумайте, что академическая музыка или прог-рок у меня кончился! На очереди опера Вебера «Оберон», Щедрин с «Кармен-сюитой», Шуберт, Шопен и много ещё чего. Из неакадемической музыки- обещанный обзор на пластинку Yes «Mirror to the sky», на пластинки Matia Bazar 76-83-го годов.

Первым номером программы пойдут две пластинки с исполнениями русских городских песен и романсов в исполнении Алексея Покровского. Сегодня я публикую первую из них. Эти пластинки мне подарила великолепная наша библиотекарь, Татьяна Николаевна, за что огромное ей спасибо!

Своё отношение к подобной музыке я опубликовал в аннотации ко второй пластинке, причём она была написана ещё месяц назад. Сейчас перечитал - всё точно. Единственное, что хочется добавить: эта музыка может пригодиться для формирования представлений о мещанской музыке второй половины позапрошлого века, киношно-лубочного представления. У Эльдара Александровича Рязанова в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» это хорошо обыграно и использовано. Но там всё-таки менее лубочно. Но, повторюсь, кому-то нравится. В любом случае, это несоизмеримо лучше, чем «Пьяные Хорошие песни» у Малахова.

Запись

Совершенно ничего выдающегося, и это прекрасно! Всё хорошо слышно, объём такой, будто исполняют на завалинке - так и должно быть. единственное, узковата стереобаза, но это даже работает на образ.

Пластинка





Красивый конверт, но у меня он рассохся, увы. Пластинка интересная. Хоть и не предельно большая запись, 20+ минут на первой стороне и поменьше на второй, она очень тихая. Записано не совсем уж до яблока, но близко. Винил тихий, ощутимого ухудшения качества звучания к центру нет, центровано всё хорошо. Тёмно-синее яблоко, что большая редкость для Апрелевки. Весит диск 135 грамм.

Треклист:

Первая сторона

  1. Меж высоких хлебов затерялося (слова Н. Некрасова)
  2. Ванька-ключник
  3. Ой, на речке было, на Фонтанке
  4. Мальчоночка-бедняжечка
  5. Двор широк, двор
  6. Тонкая рябина

Обработки: Н. Кузнецова (1), А. Цадиковского (3,4), П. Куликова (5).

Русский инструментальный ансамбль п\у А. Цадиковского

Вторая сторона

Дремлют плакучие ивы (слова А. Тимофеева)

Не тверди (А. Добюк - П. Муратов)

Всегда и везде за тобою

Цыганская венгерка (стихи А. Григорьева)

Очаровательные глазки

Запрягу я тройку борзых

Ю. Мордасов (балалайка) и Г. Петров (гитара) (1)

Г. Петров и Л. Шумеев (гитары) (2-4)

Ю. Мордасов (балалайка) С. Слепокуров (баян), О Зайцева (домра) и Г. Петров (гитара) (5, 6)

Ссылки:

Видео

Рутуб

https://rutube.ru/video/e55d679c910d5df92a76406d863d1fb3/

https://rutube.ru/video/1e577d3eba33551a64e0fc9ed3e9841a/

FLAC

https://disk.yandex.ru/d/aLG6sr66XxgEEg

https://disk.yandex.ru/d/pVDa8tu2KNdBrw

mp3

https://disk.yandex.ru/d/Obnu-MyiA0d9ag

https://disk.yandex.ru/d/Xp00Uuu6N-LDEQ



Статья с обратной стороны конверта:

На этой пластинке собраны старинные русские народные песни и романсы, многие из которых обязаны своему «воскрешению» артисту Московского Художественного театра, заслуженному артисту РСФСР Алексею Покровскому. К их числу относятся такие замечательные, но редко звучащие песни, как «Ванька-ключник», «Ой, на речке было, на Фонтанке», «Мальчоночка-бедняжечка», или романсы «Очаровательные глазки», «Запрягу я тройку борзых». Когда впервые некоторые из этих произведений прозвучали в исполнении Алексея Покровского на радио, - в редакцию буквально хлынул поток писем с просьбой почаще включать их в программы. В исполнении талантливого артиста они как бы получили новую жизнь, нашли отклик у многомиллионной аудитории слушателей в вот теперь собраны на этом диске.

Поклонники таланта Алексея Покровского хорошо знакомы с прежними его пластинками, на которых звучали стихи, песни, романсы. Сегодня артист предлагает нам совершенно новую программу: две стороны пластинки - как бы два отделения концерта с тщательно отобранным репертуаром. Здесь нет ничего случайного, даже сам порядок музыкальных номеров выстраивается в четкую композицию. Песни, рассказы, точнее сюжеты из русской старины, как бы подсмотрены странником. Сам этот странник не является участником событий, но, обладая чутким сердцем, рассказывает нам об этом, страдая и радуясь, мучаясь и переживая вместе со своими героями.

На второй стороне пластинки- русский романс. Этот жанр занимает, быть может, главное место в концертной деятельности А. Покровского. Воспитанник МХАТа, одаренный драматический артист со своей ярко выраженной индивидуальностью, он является искренним преданным рыцарем русской классики, русской культуры. Врожденная музыкальность, приятного тембра мягкий тенор, абсолютная точность фразировки, умение создать пластически зримый обоаз придают романсам в исполнении А. Покровского удивительную искренность и простоту, которая рождается лишь в результате богатого актерского опыта.

Покровский неустанно в работе: он заново открывает и представляет слушателям многие давно забытые произведения. Любопытно, что романс «Не тверди» был напет А. Покровскому Рубеном Симоновым - большим любителем и знатоком старинной русской песни.

Всем хорошо знакома мелодия романса «Две гитары». К сожалению, многочисленные поздние текстовые наслоения далеко увели его от оригинала - поэмы Аполлона Григорьева «Цыганская венгерка». Более полугода тщательно собирал и выстраивал композицию этого романса А. Покровский. На пластинке «Цыганская венгерка» впервые записана с подлинным литературным текстом.

Благодаря тонкой безыскусной интерпретации, мелодии забытых песен вновь возвращаются к нам, как добрые, старые друзья.

Л. Дубовцева

Previous post Next post
Up