В.А. МОЦАРТ КОНЦЕРТ №20, СОНАТА №10 ДЛЯ Ф-НО С ОРКЕСТРОМ. ТАТЬЯНА ФЕДЬКИНА, ДИРИЖЁР ВЛАДИМИР ПОНЬКИН

Dec 13, 2024 02:12

Государственный симфонический оркестр Министерства Культуры СССР







Сегодня представляю совершенно потрясающие произведения Вольфганга Амадея Моцарта для фортепьяно с оркестром. Исполняет эту чудесную музыку удивительная пианистка с тяжелейшей судьбой и несгибаемой волей, Татьяна Гавриловна Федькина. Не хочу описывать здесь её историю, кому интересно, тот может прочитать её книгу «Разговор с бедой». Я лишь отмечу её глубочайшее, умнейшее исполнение этой непростой музыки, вышедшей из-под пера Моцарта и прошедшей через руки Бетховена (каденции он написал, оригинальные, моцартовские почему-то не сохранились, там прямо хорошо слышно, где Бетховен). Здесь ведь не только вопрос техники, но, самое главное, понимание и чувствование музыкального материала, ведь настоящий исполнитель - соавтор. Музыка рождается дважды, при написании и при исполнении. На мой взгляд, Татьяна Гавриловна всё очень тонко и точно исполнила. Жаль, что я нашёл только одну пластинку с записью этого великолепного музыканта.

Государственный симфонический оркестр Министерства Культуры СССР, ныне «Симфоническая капелла России», был образован в 1957-м году и изначально назывался «Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио». У него очень интересная судьба, как-нибудь напишу и об этом. Расцвет оркестра начался в 1982-м году, с того момента, как его возглавил Геннадий Николаевич Рождественский. Почему «начался»? Потому что оркестр и сегодня прекрасен и роскошен. Почитать о нём можно здесь: https://www.100philharmonia.spb.ru/persons/42347/

Владимир Александрович Понькин - ученик Геннадия Николаевича Рождественского, на мой взгляд, очень хороший дирижёр. Здесь он работает с оркестром просто безупречно. Впрочем, если бы к нему были какие-то претензии, то не приглашали бы выступать с оркестром Би-Би-Си и Йенским симфоническим оркестром, оркестром Гаудио Кантелли в Милан и уж точно не позвали бы из Москвы дирижировать Ленинградским филармоническим оркестром. На мой взгляд очень всё верно по смыслу исполнял, как и Татьяна Федькина.

После ссылок публикую статью с обратной стороны конверта пластинки.

Запись

Запись была бы очень хороша, если бы не подзвякивала. Такое впечатление, что на динамик кладу сухую бумагу и на форте она начинает дребезжать. Возможно, это артефакт пластинки, вбитой пыли, но гораздо больше похоже на перемодуляцию при записи. А всё остальное неплохо, и АЧХ, и пространство звучания, которое вообще идеально.

Пластинка





Она у меня не в идеальном состоянии. Конверт неплохой, относительно плотная бумага, цветная печать. Запись на диске нормальной плотности, но при этом запись довольно тихая, я добавил 2 дБ при рендере. Насчёт звучания я написал выше, эти перемодуляции присутствуют только на сонате. Центровка диска хорошая. Тираж - Апрелевка, 1986-й год. Весит диск 130 грамм.

Треклист:

Concerto No. 20 For Piano And Orchestra In D Minor, KV 466

Сторона 1

  1. Allegro 14:08
  2. Romance 9:26

Сторона 2

  1. Rondo (Allegro Assai) 7:44

Sonata No. 10 For The Piano In C Major, KV 330

  1. (1) Allegro Moderato 4:24
  2. (2) Andante Cantabile 5:14
  3. (3) Allegretto 3:20

Ссылки:

Ютуб

https://youtu.be/B2YZTErHADI

https://youtu.be/w6wW_OS4qYg

Рутуб

https://rutube.ru/video/cba630366769524e81cd92b2a7e992f9/

https://rutube.ru/video/232b671de650b8a059accbeb260d602a/

FLAС

https://disk.yandex.ru/d/ck2sZRXRSlwbMQ

https://disk.yandex.ru/d/TJmaWx-UArWYMw

mp3

https://disk.yandex.ru/d/hXmwUidP9QZIsQ

https://disk.yandex.ru/d/1FaOc9GmCrHuvg

Текст с обратной стороны конверта:

Прожив всего 35 лет, Моцарт создал огромное количество (свыше 600!) произведений, большая часть которых отличается поразительным совершенством. Удивительны широта образной палитры гениального художника, богатство чувств и настроений, запечатленных в его творчестве. Не менее поразительна жизненность музыки великого австрийского композитора.

«За преходящими образами своей эпохи он нашел постоянные и простейшие формулы движения и видоизменения эмоциональной жизни», - отмечал Б. В, Асафьев.

Искусство Моцарта претерпело определенную эволюцию. Во многих сочинениях молодости преобладает безоблачная, жизнерадостная атмосфера, что послужило основой для легенды о Моцарте-рококо, «нежном гении света и любви». Однако в сочинениях композитора есть место и для отражения драматических и трагических сторон жизни, причем эта образная сфера постепенно все более расширялась, проявившись особенно ярко в его «лебединой песне» - знаменитом «Реквиеме».

Клавирная Соната № 10 до мажор (КУ 330) создана в период большой концертной поездки Моцарта в Мангейм и Париж в 1777-1778 годах. Произведение родилось сразу после трагической Сонаты ля минор (КV 310), что весьма характерно для творческого процесса Моцарта: свет и тень соседствуют в разных его сочинениях, написанных практически одновременно, или даже в одном и том же произведении. Сравнивая эти две сонаты, Альфред Эйнштейн, автор монографии о композиторе, писал:

«Соната до мажор кажется более «легкой», но она такой же шедевр как и предыдущая - здесь тоже нельзя ни звука отнять или прибавить. Притом это одна из самых очаровательных сонат, когда-либо написанных Моцартом, где даже тени омрачающие Andante cantabile, растворяются в безоблачной ясности: пожалуй, и здесь самое пленительное - та немудрёная песенка, которой начинается вторая часть финала».

Но, как отмечал Астафьев, Моцарт живёт среди нас не только в своих лучезарных произведениях, но и в своей печали». «Теперь - писал учёный, - удивляет уже не разумное равновесие, разлитое в гениальной музыке «безумца, гуляки праздного» а загадка надрыва или обрыва, когда вдруг трещина появилась на гладком отполированном паркете и изящно костюмированные куклы должны были волей-неволей заглянуть в бездну, которую перед ним обнажил не кто иной, как сам поэт менуэта...»

«Загадки надрыва» и «трагические взгляды в бездну», отмечаемые Асафьевым в связи с «Реквиемом», обнаруживаются в творчестве Моцарта и раньше (например, в упоминавшейся Сонате ля минор), и одним из наиболее впечатляющих произведений в этом ряду является написанный в последнее десятилетие жизни композитора Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор (КV 466).

Фортепианные концерты Моцарта по праву относятся к наиболее выдающимся созданиям композитора, самым замечательным образцам концертного жанра в мировой музыкальной литературе. Эйнштейн указывал, что «в клавирном концерте Моцарт сказал свое последнее слово, достигнув полнейшего слияния концертного и симфонического стилей». Г. В. Чичерин считал, что рамки содержания в клавирных концертах Моцарта боле широки в этом отношении, чем в его же последних симфониях и даже сопоставлял в этом отношении концерты с симфониями Бетховена: Как бетховеновские симфонии, каждый моцартовский фортепьянный концерт - особый мир с громадным содержанием. Это действительно многоохватывающие поэмы с массой эпизодов, утончённейшие и полные загадочности кантилены, бездны чудесных деталей… Это нечто совершенно исключительное».

Интересна исполнительская судьба ре-минорного Концерта. Если многие другие концертные произведения Моцарта довольно долго оставались в тени, то этот Концерт, имевший большой успех уже при первом исполнении, постоянно, и быть может наиболее часто, звучал во все последующие времена. Так, Бетховен, выступавший публично только со своими сочинениями, единственный раз сделал исключение и включил в свою программу именно этот Концерт, написав к нему замечательные каденции, которые чаще всего исполняются и сегодня (моцартовские каденции не сохранились).

Романтики также высоко ценили Концерт ре минор. Известно, например, что его играли Клара Шуман и Иоганнес Брамс, сочинившие свои чудесные каденции, романтичные по музыкальному языку (нельзя не отметить попутно, что Брамс сочинивший свои чудесные каденции, романтичные по своему музыкальному языку, считал клавирные концерты Моцарта «самым лучшим» из созданного в музыкальной литературе). Эдвард Григ выделял среди моцартовских фортепианных концертов именно этот, характеризуя его как «самый известный и красивый».

Все это, разумеется, не было случайностью, По своему настроению ре-минорный Концерт - одно из самых страстных и в то же время печально-просветленных созданий композитора, в котором он как будто перешагнул свое время. Именно за острый драматизм ценили это моцартовское творение Бетховен и романтики.

Однако Концерт не является сугубо романтическим по духу. Во всех его частях есть и светлые, пленительно нежные и игриво-танцевальные фрагменты. Да и моцартовская печаль и трагизм - совсем иного рода, чем в музыке эпохи романтизма. И. Ф, Стравинский справедливо предостерегал, чтобы моцартовская музыка «утяжелялась непосильными для нее крикливо преувеличенными. чувствами конца ХIХ века». Нельзя, конечно, забывать и оброненные как-то Моцартом слова (близкие, кстати, мыслям Шопена), что «страсти не должны никогда быть выражаемы до степени, вызывающей отвращение, и музыка, даже в ситуациях самых ужасающих, не должна раздражать ухо, но льстить ему и чаровать его, и, следовательно, оставаться музыкой».

А. Меркулов

Исполнительский дебют Татьяны Федькиной состоялся в 1968 году, когда юной пианистке, ученице 5-го класса, было двенадцать лет. В период учебы в Центральной музыкальной школе у замечательного педагога А. Артоболевской Татьяна Федькина стала лауреатом Международного конкурса молодых исполнителей «Концертино-Прага». В 1975 году она была удостоена звания лауреата и третьей премии на Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве. К этому конкурсу её, уже студентку Московской консерватории, готовил профессор Е. Малинин, под руководством которого она окончила в 1980 году консерваторию, а затем аспирантуру.

Репертуар Т. Федькиной многообразен и включает произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Щедрина…

Обширна география ее концертов. Как солистка Московской филармонии она неоднократно выступала в Ленинграде и Тбилиси, Киеве и Риге, Свердловске и Минске, во многих других городах Советского Союза. С успехом прошли гастроли советской пианистки в Чехословакии, ГДР, Польше, Югославии и других странах.

Previous post Next post
Up