МУЗЫКА ЭПОХИ ПЕТРА I.

Nov 19, 2024 04:17

Государственная Республиканская академическая русская хоровая Капелла, художественный руководитель Александр Юрлов





Для тех, кто слушает мои публикации в ютубе и рутубе: полную версию текстов смотрите на моих страничках в ВК https://vk.com/id156617538

ФБ https://www.facebook.com/alexey.vyrsky

или ЖЖ https://aleksey-vyrsky.livejournal.com

Здесь все тексты не помещаются.

Я вот всё собирался эту пластинку купить, собирался… Не для наслаждения, студентам показывать русскую светскую музыку времён Вивальди, Баха и Генделя. У нас же тоже что-то было, не в вакууме же Алябьев и Глинка возникли! И вот, разжился. Мне этот диск, среди прочих, подарила наша прекрасная библиотекарь Татьяна Николаевна, за что ей огромное спасибо. Сегодня публикую, но сам о музыке писать ничего не буду, плохо в ней разбираюсь. Воспитанник отечественной музыкальной школы, для которой наша музыка начинается с Михаила Ивановича Глинки. Но после ссылок публикую статью с обратной стороны конверта и небольшую статью о рано ушедшем, блестящем дирижёре, подвижнике, Александре Александровиче Юрлове.



Исполнение

Я не особенно силён в том, как это вообще должно звучать, но на мой слух, звучит просто великолепно.

Запись

Очень чистая, с достоверным и хорошим объёмом, но с перемодуляциями. Я очень часто встречаю хоровые записи сперемодуляциями и не понимаю, откуда они берутся, почему звукорежиссёры их допускали. Здесь они не сильные, не до треска, но есть. Запись произведена до 1973-го года, скорее всего ещё раньше.

Пластинка





Конверт из не слишком плотной бумаги, легко мнётся, но приятный наощупь. Но, всё-таки с индивидуальным оформлением. Диск редкий, с аквамариновым яблоком, МОЗГ, но подписан ещё «Всесоюзная студия грамзаписи». Запись не слишком плотная, первая сторона чуть больше 15 минут, вторая - 17. Уровень не слишком высокий, я добавил 2 дБ. Качество винила высокое, масса очень тихая. Пластинка тяжёлая, весит 142 грамма.



Треклист

Baritone Vocals - Б. Шумилов

Bass Vocals - В. Гаврюшов

Tenor Vocals - А. Лагуткин

Сторона 1

1 Петровские Торжественные Песнопения, No. 1

2 Петровские Торжественные Песнопения, No. 2

3 Петровские Торжественные Песнопения, No. 3

4 Петровские Торжественные Песнопения, No. 4

5 Петровские Торжественные Песнопения, No. 5

6 Петровские Торжественные Песнопения, No. 6

7 Петровские Торжественные Песнопения, No. 7

8 Петровские Торжественные Песнопения, No. 8

9 Петровские Торжественные Песнопения, No. 9

10 Петровские Торжественные Песнопения, No. 10

Сторона 2

1 Песня "На Пострижение Евдокии Лопухиной"

Soprano Vocals - Л. Солодилова

2 Кант На Взятие Дербента

3 Орле Российский, Кант В Честь Полтавской Победы

4 Концерт В Честь Полтавской Победы Для 12-голосового Хора

Ссылки:

Видео

Ютуб

https://youtu.be/G4Mzh68vwDo

https://youtu.be/kv9PN7UmQNw

Рутуб

https://rutube.ru/video/private/e09d891411554c947732ba0e715d6986/?p=pDvtLRKo1o2ykx5VUFqopQ

https://rutube.ru/video/private/6e30730128671848d71d9d92c61e33f0/?p=g5cKV9_XM7tczmIq0RdX-A

FLAС

https://disk.yandex.ru/d/PT3kAA7sUXcdXA

https://disk.yandex.ru/d/P04_vtiIduSG5g

mp3

https://disk.yandex.ru/d/tHKjzkmFT3NDpw

https://disk.yandex.ru/d/3H3fWavQT-fgyg

Текст с обратной стороны конверта

Русская музыка петровского времени изучена и звучит у нас еще мало. Между тем она очень богата и разнообразна, хотя жанры ее были специфичны. Наиболее значительные из них принадлежали к сфере вокальной, прежде всего хоровой, музыки.

Во второй половине XVII века и более всего в петровское время профессиональная музыка постепенно освобождается из-под влияния церковной идеологии и все более подчиняется общегосударственным, политическим задачам. В известные, традиционно сохраняемые жанры вливается новое содержание. Продолжает развиваться и народное музыкальное творчество, отражающее те стороны жизни, которые не могли быть выражены в профессиональном искусстве.

К числу весьма распространенных в XVII-XVIII веках жанров принадлежали канты (от canto - пение). Пришедшие в Россию с Украины, куда они, в свою очередь, проникли из Польши, канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты XVII века. Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее - в честь военачальников и царственных особ («панегирические канты»), в демократических же кругах - на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера.

При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и ряда других событий. Особенно торжественной была процессия 21 декабря 1709 года, когда праздновалась победа при деревне Лесной и в Полтавской битве (27 нюня того же года). Было сооружено семь триумфальных ворот, на верху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы. Пелись специально сочиненные «Стихи» и канты, звучала инструментальная музыка.

«Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу...», как сказано в рукописи XVIII века, «петы были в пришествие государево из-под Полтавы в Москву на триумфальных воротах певчими». Это десять одноголосных произведений, составляющих единое целое. В них излагается вся последовательность событий: вторжение шведских войск на Украину, измена и побег Мазепы, поражение армии Карла, его бегство, победа русских. Стихи завершаются выражением славы победителям, хвалы военачальникам, великодушному воинству и царю Петру-«второму Александру Македонскому».

Тексты стихов написаны учителями Славяно-греко-латинской академии, мелодии - знатоками знаменного роспева. Общая направленность Стихов отражала подъем патриотизма, который охватил тогда Россию. Впоследствии А. С. Пушкин в «Истории Петра» писал о въезде его в Москву «при пушечной пальбе, колокольном звоне, барабанном бое и восклицании наконец примиренного с ним народа: «Здравствуй, государь, отец наш».

В обширном труде историка XVIII века И. И. Голикова говорилось, что к празднованию Полтавской победы было сочинено 22 канта, которые и исполнялись. Это были, как и большинство кантов, короткие трехголосные произведения в куплетной форме. Их интонационной основой были фанфары военных труб, попевки из народных мелодий и знаменного роспева. Именно в таком духе созданы и известные нам канты в честь победы под Полтавой. Три канта, записанные в исполнении Республиканской русской академической хоровой капеллы, составляют небольшую сюиту, объединенную музыкальными средствами: первый кант - «Орле Российский» - торжественно победного характера, второй - «Бежит, бежит» - рассказывает о бегстве побежденных, их страхе за свою судьбу, третий - «Мы же днесь» - вновь ликование, здравицы («виват») в честь Петра.

К той же группе победных кантов принадлежит и кант на взятие Дербента (1722 год), исполняемый с ударами колокола.

Если стихи и канты отражали торжество военных побед, то народные песни петровского времени говорили и о пролитой крови погибших воинов, тяготах солдатской жизни, о подневольной женской доле.

К числу последних относится русская народная песня, опубликованная замечательным русским музыкантом-ученым и критиком В. Ф. Одоевским (1804-1869). Она посвящена судьбе царицы Евдокии (1669-1731)-первой жены Петра, которая была заточена в монастырь и пострижена в монахини. Одоевский вместе с В. И. Далем (1801-1872)-крупнейшим знатоком народного творчества, составителем знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» - записал эту песню от 80-летней женщины. Она знала ее с детства от своей няни. «Напев, - как писал Одоевский, - в высшей степени оригинален и своебытен и может служить образцом напева настоящих наших старинных песен». Одоевский присоединил к мелодии свой аккомпанемент, образующий с ней самые простые созвучия. Хоровое переложение песни, сопровождающее народную мелодию, сохраняет строй этих гармоний. Исполняется женским хором с солирующим голосом.

Большое значение в музыке петровской эпохи имела и хоровая церковная музыка. Она постепенно стала выполнять не только ритуальные функции, но приобрела и высоко патриотическое назначение. Петр I заказал составление особой «Благодарственной службы» в честь Полтавской победы, - она исполнялась в годовщины этого события с 1710 года вплоть до кончины Петра (1725), когда отправление службы было отменено. Сохранившиеся хоровые партии позволили восстановить это интересное произведение (см.: Памятники русского музыкального искусства», вып. 2 -«Музыка на Полтавскую победу». М., 1973).

Очень широко во второй половине XVII и в течение ХVIII века был развит партесный концерт (от лат. partfs-доля, в переносном смысле - хоровая партия). Блестящим образцом этого жанра в петровское время может служить концерт «Полтавскому торжеству», написанный выдающимся русским композитором конца XVII - начала XVIII века Василием Титовым (около 1650 - около 1715).

Титов двадцать лет прослужил в хоре государевых певчих дьяков - лучшем из профессиональных коллективов того времени - и познал все тайны хорового искусства. Ему принадлежит около 200 произведений для разнообразного хорового состава: трех-, четырех-, восьми-, двенадцатиголосных. Они отличаются большим художественным мастерством, разнообразием и красочностью звучания. Одним из традиционных средств партесного стиля является контрастное сопоставление всей массы хора и трехголосных эпизодов, напоминающих о влиянии кантов на партесный концерт.

Концерт «Полтавскому торжеству» написан в 1709-1710 году на текст стихиры, входящей в заказанную Петром «Благодарственную службу». Текст построен диалогично: обращения к псалмопевцу Давиду, ответы на них, а в заключение - серия риторических восклицаний как вывод из сопоставления вопросов и ответов. Все это имело иносказательный смысл, так как описывало победу русских войск, пленение шведской армии после Полтавской битвы.

Титов мастерски воспользовался теми возможностями, которые предоставлял ему текст, и претворил их в музыке шире и полнее, превратив концерт в народно-жанровую сцену.

Обращения к Давиду - «Где есть нечестивый?» - повторяются в разных хоровых партиях, образуя систему имитаций. Создается впечатление участия масс народа, будто в опере. На имитациях построена и цепь риторических восклицаний, словно бы разносящихся на широких пространствах заполненной народом площади-сцены.

Форма концерта трехчастна. Крайние части основаны на постоянном сопоставлении полного хора (tutti) и трио, на имитациях, средняя часть - аккордового склада. В сопоставлениях tutti и трио отражается диалогическая структура текста. Характерен и постепенный подъем голосов трио в верхний регистр, создающий все большее и большее напряжение. Интересны и развитые имитационные разделы, мелодически основанные на коротких мотивах, которые, многократно повторяясь, напоминают колокольные звучания. Всему этому контрастирует компактная аккордовая структура средней части, в которой слышатся усиленные tutti интонации канта «Бежит, бежит». Общее завершение концерта скандированными возгласами tutti в новом, звонком и радостном характере как бы отражает аккордовую фактуру средней части, но придает ей иное содержание - торжествующее, праздничное.

Республиканская русская хоровая капелла, в исполнении которой записаны произведения петровского времени, является пионером в пропаганде старинной русской музыки. Особенно большую роль в работе над этой областью хоровой литературы сыграл ее художественный руководитель и дирижер, ныне покойный, Александр Александрович Юрлов (1927-1973}

Вл. ПРОТОПОПОВ

Господин хормейстер. Вспоминая Александра Юрлова

В эти дни исполнилось бы 80 лет со дня рождения Александра Юрлова. Выдающийся хормейстер и знаковая фигура в деле строительства хоровой культуры России, он прожил до обидного мало - всего 45 лет. Но был настолько многогранной личностью, успел сделать столько, что до сих пор ученики, друзья, коллеги-музыканты с огромным пиететом произносят его имя. Александр Юрлов - эпоха в нашем искусстве!

В детстве на его долю выпало немало испытаний, начиная от блокадной зимы в Ленинграде, когда, вероятно, и выковался его бойцовский характер. Затем были годы обучения секретам профессии в Государственном хоровом училище у А.Свешникова и у него же в Московской консерватории. Уже тогда Юрлов как ассистент Свешникова и хормейстер в Академическом хоре русской песни обратил на себя внимание как незаурядный музыкант. А потом - и как прирожденный созидатель, умеющий воодушевить, организовать, сплотить вокруг себя единомышленников и реализовать самые дерзкие проекты. Он был инициатором создания Всероссийского хорового общества (а в 1971-м сам возглавил его), проводил всевозможные смотры, фестивали, буквально вспахивая хоровую целину.

Став во главе Республиканской русской хоровой капеллы (ныне носящей его имя), переживавшей в 1950-е годы нелучшие времена, Юрлов смог быстро не просто поднять престиж коллектива, но сделать его образцовым хором. Как ему это удалось?

По словам Геннадия Дмитряка, ученика Александра Александровича и руководителя Капеллы России имени А.А.Юрлова, «это достигалось, во-первых, за счет интенсивности концертной жизни. Юрлов успевал в год подготовить несколько разных программ, провести десяток премьер. Поэтому с ним стали сотрудничать многие известные композиторы: Георгий Свиридов, писавший ряд сочинений специально для юрловской капеллы, Владимир Рубин, Ширвани Чалаев. Во-вторых, в советское время Юрлов первый начал исполнять русскую духовную музыку - Бортнянского, Березовского, а также канты Петровских времен. Он был первопроходцем, снявшим с нее негласный запрет. Концерты капеллы, включавшие эти сочинения, стали в те годы сенсацией и пользовались невероятным успехом. Я сам до сих пор нахожусь под большим впечатлением от этих исполнений и под влиянием Юрлова, его идей посвятил свою деятельность пропаганде русской духовной музыки. Думаю, не я один такой.

Наконец, нужно сказать об интересе Юрлова к масштабным хоровым полотнам, в первую очередь русских композиторов. Русское прямодушие, эпический размах чувствовались в его интерпретациях. Проявлялись они и в звучании хора - широких мелодических фразах, насыщенных экспрессией. Но в то же время он прекрасно исполнял малым составом капеллы камерные произведения Танеева. В этом человеке удивительно сочетались вселенская глобальность и внутренняя тонкость, хрупкость. Вспоминая Юрлова сегодня, мы, как никогда, ощущаем, как необходима хоровому искусству срочная поддержка, прежде всего финансовая, государства. Иначе мы можем потерять ту традицию, которую нам передал Юрлов!».

Наверное, отдельная статья могла быть посвящена теме Юрлов-педагог. И на занятиях со студенческим хором, и на заседаниях кафедры хорового дирижирования в Институте имени Гнесиных он был неизменно требователен, точен, нетерпим ко всякого рода расхлябанности. Юрлов привлек к себе на кафедру целую плеяду молодых хормейстеров, имена которых теперь знает вся страна, - Владимира Минина, Виктора Попова... Он умел метко и очень проницательно определить талант и сущность творческой личности, вовремя поддержать и подтолкнуть ее развитие. Юрлов, испытывая любовь к народной певческой культуре, фольклору, «пробил» в институте новое отделение, где готовили дирижеров для русских народных хоров. Это был первый, уникальный опыт в России, поставивший на академические рельсы народное песенное искусство.

Перечисление всех добрых и великих дел, замечательных человеческих и артистических качеств Александра Юрлова заняло бы не одну страницу. Закончить же хочется словами композитора Владимира Рубина: «Александр Юрлов выделялся стихийным природным дарованием, огромным темпераментом, неподдельной естественной любовью к музыке. Имя его в русской культуре уже встало на ту золотую полку, на которую время отбирает только самое значительное».

Евгения Мишина

Previous post Next post
Up