ЭТАП II
«Passpartu»
Ознакомиться можно здесь:
https://musify.club/release/premiata-forneria-marconi-passpartu-1978-80663 А вот дальше можно смело говорить про следующий этап в творчестве группы. Открывается он очень симпатичным, но совершенно не проговым, и не в стиле фьюжн, альбомом «Passpartu» (на итальянском это и есть «Паспарту», на английском - «Паспортная часть»). Большинство проговых групп в начале 80-х вынужденно упростили, опопсовили свою музыку, следуя за более молодой аудиторией. Вот только PFM сделал это много раньше Yes, Genesis, Rush и других, и опопсовили сильнее. «Passpartu» стал только ступенькой в этом направлении. Если тот же Yes в «90125» всё-таки остался прог-роком в полной мере, то про музыку PFM этого уже не скажешь. По-прежнему, сохранилось и высочайшее исполнительское мастерство, скрупулёзная выверенность всех деталей, каждая нота предельно внятная. Сохранилась мелодичность, красота звучания. Но сами композиции стали короче, единая связь между ними не прослеживается, пластинка превратилась в обычный набор хороших песен и одной великолепной инструментальной композиции, собственно «Passpartu».
Очень хорошая пластинка, но если бы я первой услышал её, то больше группой бы не интересовался. Тем не менее, диск я купил.
«Suonare Suonare» (Звучи звучи)
Ознакомиться можно здесь:
https://musify.club/release/premiata-forneria-marconi-suonare-suonare-1980-80664 Про следующий диск, «Suonare Suonare» (1980), критики пишут, что «этим диском группа вынужденно вернулась к истокам, к прогрессивной музыке». Мне вот интересно, они диск-то слышали? Куда-чего вернулись? Диск совершенно иной, новый, такой стилистики, да и структуры у команды до этого не было. По стилистике, это причудливое сочетание поп-рока, с прогрессивным звучанием и аранжировками. Пластинка просто очень хорошая, одна из лучших, и услышь я её первой, то купил бы даже не зная ничего большего из творчества группы (по факту и купил, и слушаю с огромным удовольствием). Все песни и инструменталки схожей продолжительности 4,5 - 5 минут. Что особенно характеризует пластинку, так это хитовость. Композиции невероятно легки для восприятия, им начинаешь подпевать, под них хочется танцевать. Кроме того, музыка сама по себе очень красивая, с яркими мелодиями, сыграно и спето всё очень задорно, заводно, оттяг и драйв буквально в каждой ноте присутствуют. При этом есть и неожиданные обороты, прямо очень здорово! Вокал разнообразный, там где поёт барабанщик Франц Ди Чоччо, например в заглавной «Suonare Suonare», чувствуется прямо настоящий рок с великолепнейшим вокалом, а там, где поют Франко Муссида и Мауро Пагани, проглядывает или театр, или вообще фестиваль в Сан-Ремо. Разнообразие - это хорошо, но я бы предпочёл больше Франца Ди Чоччо.
«Возвращения к истоком» нет и по концепции альбома. Он не несёт вообще никакой общей музыкальной концепции, программы, просто невероятно хорошо подобранные друг к другу очень классные песни, которые слушать и интересно, и просто, что называется, «в кайф». Отличнейшая пластинка эпохи упадка прогрессивной музыки. Кстати, насчёт «упадка» - таки есть на диске песня с абсолютно упадническим настроением, таким, что жить не хочется, это «Maestro della Voce» (Мастер вокала), пятая по счёту. Но вообще, пластинка светлая. Есть в ней и пафос «мама не горюй, какая колонна с портиком» - предпоследняя «Bianco e Nero» (Чёрный и белый). А последняя песня, «Tanti Auguri» (С днём рождения), и отпускает, и заряжает оптимизмом. Тут ещё вот какая штука: из всех пластинок PFM, именно эта мне приснилась ночью, и именно она, несмотря на свою сомнительную проговость, мне лично нравится больше всего. Отличнейшая, великолепнейшая пластинка! Я её купил.
ЭТАП III
Тут вот интересная штука: когда пишешь про великолепную музыку, не разбираешь весь альбом по песням, упоминаешь что-то и всё. А вот когда пластинки так себе (воздержусь от громких слов вроде «говно» и «барахло»), то начинаешь хоть понемногу писать о каждой песне, объясняя и читателю, и себе, что именно хорошо, а что - банально и плохо.
«Come Ti Va' In Riva Alla Citta'». (Как ты идешь на берег города)
Ознакомиться можно здесь:
https://musify.club/release/premiata-forneria-marconi-come-ti-va-in-riva-alla-citta-1981-80930 Я бы назвал этот период «тоска и метания». Открывает его пластинка с очень кудрявым названием «Come Ti Va' In Riva Alla Citta». Этот диск отделяет от предыдущего всего год (1980 и 1981), но стилистически они на разных планетах, как и по настроению. В этом диске появился хард-рок, первые две композиции абсолютно хардовые, при этом мрачные. Третья, «Quartiere' Otto» (Восьмой район), вполне себе достойна фестиваля Сан-Ремо или раннего Кузьмина. По предсказуемости и гармоническим и мелодическим штампам. Не везде, есть и небольшие неожиданности, втюхнуты сюда и хардовые рифы, но есть и смешной, нецензурный ход на басу. Четвёртая композиция «Rock In LA» (Рок в Лос-Анджелесе) тоже такая… а-ля рок, местами мне напомнило даже «Band on the run» Пола Маккартни. Но у него всё органично, грязновато, мило и мелодично, а здесь - вымученно и выхолощено до мертвечины. Обратная сторона продуманности, выверенности и виртуозности. А в конце идут «вокальные упражнения» по тем же нотам, по которым некоторые вокалюги распеваются (например, Фредди Меркури). Шестая композиция, «Indians» (Индейцы), полностью характеризирует общий уровень пластинки. Модненькие, тут же устаревшие звучки, хорошо спетая песня без признаков красоты и интересности.
Перефразируя пародию на «Кинопанораму» Эльдара Рязанова, напишу: «О чём этот диск? Да ни о чём». Заунывная, абсолютно посредственная пластинка. Не покупал и не собираюсь, на кассету не записываю, на хай-рез места на харде жалко. Есть в mp3.
«PFM? PFM!» (ПерФорМанс? PFM!)
Ознакомиться можно здесь:
https://musify.club/release/premiata-forneria-marconi-pfm-pfm-1982-80666 Но группа не остановилась в своём неуёмном движении к попсе на поп-роке. Следующим «выдающимся» шагом стал диск 1982-го года «PFM? PFM!». Открывающая его песня «Capitani Coraggiosi» («Храбрые капитаны», здесь имеется в виду роман Редьярда Киплинга) сразу задаёт тон всему диску. Теперь он базируется на… синти-попе с примесями лёгкого рока (я бы даже сказал «облегчённого») и везде на что-то отдалённо и смутно похож. Упомянутая композиция чем-то смахивает на А-На, следующая, «Marlon Brando» (Марлон Брандо, американский актёр) общей натужностью на Stan Bush в сильно облегчённом и «обезмелоденном» варианте, третья, «Tigre» (Тигр) - на позднюю АВВА в смешении с облегчённым роком, «46» - чистый синти-поп с лёгким налётом рока. «Sentimentalmente» (Сентиментально) - какой-то непонятный регги, типа «сыграем, потому что вдруг стало модно», «Attimo Di musica» (Музыкальный момент) - тоскливый «медляк» от проходных второстепенных групп на конкурсе в Сан-Ремо, следующая за ней «Egotelecomunicazione» (понятия не имею, как перевести, «Эго телекоммуникации»?) оттуда же, но уже побыстрее. Завершающая же песня «Be Be Bop» идеально подошла бы Валерию Леонтьеву как проходной номер программы. И везде что-то прихвачено: есть какие-то нотки из Маккартни, есть из Queen… Причём, некоторые стилевые решения использованы раньше той же А-На, но прошли совершенно мимо! Почему? Потому что норвежцы очень чётко работали над стилем, создавали, помимо прочего, мелодичную музыку (я к ним совершенно равнодушен, но вполне могу оценивать профессионализм и талант). А PFM понахватали отовсюду всего, но сшить красивое лоскутное одеяло не сумели.
Диск совершенно посредственный, присущая группе красота в музыке, оригинальность, полностью отсутствуют. И… колхозный.
Не покупал и не собираюсь, на кассету не записываю, на хай-рез места на харде жалко. Есть в mp3.
«Miss Baker»
Ознакомиться можно здесь:
https://musify.club/release/premiata-forneria-marconi-miss-baker-1987-80929 Следующим альбомом стал «Miss Baker», вышедший в 1987-м году. Предполагаю, что диск посвящён удивительнейшей женщине, танцовщице Жозефине Бейкер.
Первая песня, «Prima Che Venga La Sera» (Прежде чем наступит вечер) прямо-таки внушила большие надежды. По настрою (и дудкам) она чем-то напомнила мне «Sledgehammer» от Peter Gabriel да и Chicago 1986-го года напомнила. Такие же звонкие дудки, безумный оттяг и драйв, очень интересное соло на скрипке, увы, короткое. Я так надеялся… А дальше пошли банальные сопли в шоколаде «Un Amore Vero» (Настоящая любовь), состоящие из сплошных штампов. Даже джазовый финал на ф-но и тот штампованный. «Finta Lettera d'Addio Di Una Rockstar Per Farsi Propaganda» (Фальшивое пропагандистское прощальное письмо рок-звезды) - некая помесь из модных звуков, интересной аранжировки, плоской мелодии и хорошего вокала. Вот вроде бы всё нормально, но невыносимо скучно слушать. Четвёртая песня, «Josephine Baker» (Жозефина Бейкер), очень объёмная и глубокая по звучанию (даже слишком), видимо и по смыслу. Ну раз о таком персонаже. Навороченные барабаны, бонги, разлетающиеся звуки, прямо лепота. Только вот никакого развития, всё на месте. И вновь, суперклассная скрипка и очень хороший вокал. Наверное, песня была бы хороша на другой пластинке, на той, где есть яркие хиты. Там она была бы этаким «моментом выдоха». Но вообще… меня песня зацепила, несмотря на мою критику, просто ждал совсем другого. Следующая песня «Tempo Tempo» (Темп, темп) дудками и кое-где ритмами мне напомнила «Dance into the light» от Phil Collins. Но такого задора нет, да и у Коллинза это, мягко говоря, не лучшая песня, да и пластинка вообще. А здесь я ждал мелодики - а её нет вообще. Предпоследняя песня, «La Chanson D'un Aviateur» (Песня лётчика) - общеевропейский медляк с довольно сильным эмоциональным выплеском. Последняя композиция, «Colazione A Disneyland» (Завтрак в Диснейленде), лучшее произведение на пластинке. Когда я первый раз слушал диск, я буквально проснулся на ней. Здесь и прекрасная гитара, и светлый клавишный звук, и фрагмент такого а-ля фламенко со сложным ритмом. Единственное, «многанот» на басу мне вообще не понятны - вот чего играл? Просто наворотить? Но и тут беда с развитием. Впрочем, на всей пластинке это прослеживается.
Диск несоизмеримо лучше, чем предыдущий, вроде и стиль хоть какой-то вырисовывается, и аранжировки не синти-поп, и с ритмами кое-где интересно поиграли… Но очень-очень скучно слушать. Ждёшь - ну вот сейчас будет красивая мелодия - и нет. Вот сейчас будет неожиданная гармония - и нет. Вот сейчас повернут что-то лихо - и нет. Скучная пластинка, в которой есть красота, но её очень уж немного. Но здесь попадается то, что называется «атмосферной музыкой».
Не купил диск, сделал сборник на кассете как дописку к другим альбомам (к «Ulisse, который пока не нашёл». Есть в хай-рез.
Десять лет не было никаких пластинок, и посему можно смело объявить: начался
ЭТАП IV
Открывает его пластинка с претенциозным названием «Ulisse» (1997 год).
Ознакомиться можно здесь:
https://musify.club/release/premiata-forneria-marconi-ulisse-1997-80935 Дать название культового романа модернизма Джеймса Джойса, это надо не только очень верить в свои силы, но и соответствовать произведению. Удалось ли, почему именно так, есть ли здесь программа на «миллион страниц» на один день повествования? Сразу скажу: впервые с 1980-го года здесь прослеживается хотя бы попытка дать программу в музыке (тексты мы оставляем за скобками, не знаю итальянского, а подстрочные переводы стихотворных текстов, это ни о чём). Открывается диск настоящим вступлением, называющимся «Leri» (Вчера), а завершается пластинка композицией «Domani», что значит «Завтра». Выползающие синтезаторные звуки и там, и там, в «Завтра» же и вокал, напоминающий Питера Габриэля. Вообще, к нему много отсылок. То есть, всё упаковано в некую концепцию. Второй композицией стала «Andare Per Andare» (Идти идти). Прослеживается явное упрощение гармоний, обращение к модным некогда U-2, это особенно слышно в гитарном «чёсе», а вот в басу явно влияние Тони Левина в проектах упомянутого уже Питера Габриеля. Песня великолепная, всё очень логично, хоть и не сложно по построению (не по исполнению, местами навёрнуто будь здоров, но без «зубодробления»). В вокале в паре мест послышалась «тень» Оззи Осборна, но это, очевидно, схожесть строения голосового аппарата. Очень сильно, умелое использование музыкальных красок и полутонов. Дальше идёт романтическая и довольно красивая баллада «Sei» (Шесть). Она вполне могла бы прозвучать у французских шансонье самого высокого класса, у того же Азнавура. Всё есть, и драма, и развитие, и нежность, и красота. Причём, песня длинная, с многочастной формой. Только я вот не понял, зачем нужен инструментальный кусок, начинающийся с 3.38. Там нет ничего - ни драмы, ни какой-то мысли в гитарном соло. Для меня очевидно, что тянули хронометраж до требуемого лейблом, причём плохо тянули.
Четвёртая композиция называется странно, «Il Cavallo Di Legno» (Ты деревянная лошадка). Вот честно скажу, я её вообще не понял. Вроде бы и обороты какие-то есть, и развитие в вокале, и даже отклонения. Не моё, но песня вроде-бы неплохая. Пятая композиция заглавная, «Ulisse» (медленная, без непрерывных барабанов), спетой очень интересным микстом-фальцетом в начале начинается с очень непривычной мелодической фразировки, которая «разменивается» на разворачивающуюся джазовую гармонию и становится проще. Припев, собственно и не припев, а призыв. Очень хорошо. Гитарное соло на акустике простое, очень стандартное, но красивое и осмысленное, понятно зачем оно здесь. Песня непривычная и красивая, класс. Наверное, и правда «Улисс».
Шестая песня «Uno in più» (Ещё один) мне чем-то напомнила песни Пола Маккартни середины 80-х. Здесь очень унылое, пасмурное настроение создаётся. Думаю, что совершенно безбалдовым (извините мой французский) гитарным соло. Возникает вопрос: а чего и зачем ты играл, уважаемый Франко Муссида? Всё по нотам точно, но ни одной мысли вообще.
«Canzone Del Ritorno» (Песня возвращения). Всё начинается романтическими, глубокими звуками и элементом остинатности, а-ля Pink Floyd «A Momentary Lapse of Reason». Песня напомнила сразу и «Terminal Frost», и «Learning To Fly», но гораздо легче по звучанию. Вокальная партия намеренно спета в самом низком, из возможных для вокалиста регистров. Аранжировка красивая, неожиданный сольный звук для органа есть в подголосках, куча флажолетов. Но вот гармония довольно банальная, хотя есть и неожиданные ходы, и вокальное многоголосье, довольно красивое. Но вот она по сути своей какая-то пустоватая.
Восьмая «Il Mio Nome E' Nessuno» (У меня нет имени). Песня вся такая «я в тренде», «у меня есть модуляция с маленьким неожиданным соло на органе», «у меня есть ходы-рифы». Из неопределённости в оригинальные гармонии, есть здесь и «забег» по кварто-квинтовому кругу. Но в ней прослеживается надуманность. Хорошо слышно, как песню составляли из разных «блоков». Интересная песня с неуверенным гитарным соло. За ней следует медленная, философская «Lettera Al Padre» (Письмо отцу). Здесь - полная предсказуемость, чуть дополненная небольшим усложнением в обороте. Спето хорошо, но песня никакая.
Предпоследняя «Liberi Dal Bene Liberi Dal Male» (Свободный от добра, свободный от зла) - песня с гимническим припевом, но очень невнятным запевом. Ничего сложного, в звучании можно выделить, пожалуй, только сочный рояль. Но и он весьма традиционен. Ну и многозначный финал с небольшим речитативом на разных языках, в том числе и русском. О последней песне я писал.
Пластинка, безусловно, замах на концептуальность, да ещё на какую! Стилистически я бы отнёс диск к философскому року, позднему Pink Floyd и Peter Gabriel. Но по музыкальному материалу ребята не дотянули. Вернее - перетянули. Если диск приводить к оптимуму (из того, что есть), то получается что-то около 34 минут. Но и в этом случае диск «в тренде», но не «прорыв». Мне лично уже в середине стало скучно и я всё ждал финала.
Если случайно подвернётся - куплю, но искать специально не собираюсь. Записал на кассету, есть хай-рез.
«Serendipity» (Прозорливость), 2000-й год.
Ознакомиться можно здесь:
https://musify.club/release/premiata-forneria-marconi-serendipity-2000-80940 Услышав первую песню пластинки мне сразу захотелось выделить это дело в новый этап. Но вот не стану, потому как суть осталось той же, что и в предыдущем диске. То есть, как бы есть некая программность, концепция, но по сути её нет. Почему захотелось выделить в отдельный этап? Потому что с первой песни, «La Rivoluzione» (Революция), пошёл прямо-таки хард-рок а-ля Aerosmith, сама песня живо напомнила звучанием и ритмом «Just push play», но поинтереснее, с добавлением полутоного «верчения» из поздних the Beatles и интересным развитием. «Содрать» с «Just push play» PFM никак не могли, потому как выпустили песню за год до выхода альбома Aerosmith. А вот некоторые отсылки к the Beatles в альбоме есть, особенно к Харрисону, особенно во второй песне «K.N.A. - Kaleidoscope Neutronic Accelerator» (Калейдоскоп - Нейтронный Ускоритель). Кстати, очень подходит к названию и ситар, и вся эта «нирванистическая» окраска. Первые две песни меня очень вдохновили, несмотря на упрощённое гармоническое развитие. Да и следующая, третья песня «L'immenso Campo Insensato» (Огромное бессмысленное поле) очень даже в стиле, заданном в начале. Здесь и U-2, и Bush, и много чего из поп-рока с утяжелённым звучанием. Но песня уже попроще, уж очень популярные в то время обороты используются. В принципе, она здесь на месте, как раз чтобы «выдохнуть». А дальше с песней «Nuvole Nere» (Чёрные облака) начинается очень пасмурное небо. Интересно, я сначала написал про «пасмурное небо», а потом посмотрел перевод песни. Соответствует. Песня искусственная, прямо швы видны, где разные части сшивали. Вполне можно было бы обойтись и без неё. Стиль здесь уже полностью провалился, какая-то помесь поп-рока, синти-попа и чистого рока, зачем оно всё здесь? Зачем на пластинке эта песня? Но зато очень «атмосферно».
Пятой следует песня «Ore» (Часы). Вот если бы не было перед ней третьей и четвёртой песен, то она бы работала как мощный противовес харду, а так всё идёт по убывающей и я дождаться не мог, когда же она кончится. И вновь, излишне предсказуемая гармония…
Шестой идёт «Automaticamente» (Автоматически) с заимствованным рояльным рифом. Очень хорошая песня, неожиданная. Как раз здесь рисунок баса такой, который я терпеть не могу, но вот очень всё хорошо сделано, написано искренне. Стилистически уже вообще ничего не осталось от начального харда. Что-то от A-ha, что-то от Pet Shop Boys, этакий утяжелённый синти-поп. И зачем тогда хард в начале? Уже к середине получилось какое-то ассорти. Седьмая песня «La Quiete Che Verra» (Настанет тишина). Начало прямо как у уже многократно упомянутого Питера Габриэля, а потом крик, а потом гитарный рок с ritardando и остановкой, я проснулся. Драматургически всё очень хорошо. Пусть и похоже много на что, но довольно интересно. Хотя к этому месту пластинки я уже, честно говоря, устал. Дальше идёт очень нервная песня «Domo Dozo» (Домашняя доза). Стилистически вернулись в хард-рок. Красоты нет, но есть настроение и динамика. С 1.46 начинается нагнетание нервной атмосферы «компьютерными» звуками и театральным речитативом. Опять-таки, песня с сильно развитой драматургией. Здесь впервые появляются нотки и ходы из современного прог-металла, конкретно - из Dream Theater. Где-то на 2:23 вообще такой Петруччи начинается. Очень уместно, и здорово, что использовали новейшие тогда приёмы именно прогрессивной музыки и перестали попсятиной маяться. Очень сильная песня. Восьмая песня, «Polvere» (Пыль), по темпу и строению должна вроде-бы отпускать. Но вот тоже нервное наполнение здесь присутствует, причём, во всём: и в странном звучании барабанов и септаккордах, и общем строении гармонии. При этом песня красивая. Единственное, первая модуляция какая-то вымученная. Но - очень хорошо. Я «перестал быть усталым».
Десятая песня - «Sono Un Dio» (Я Бог). И вновь компьютерное нервничанье с переходом в утяжелённый рок а-ля Bush. А потом обрыв всего и переход в парящий голос с «ангельскими» клавишами. Насыщено, довольно интересно. Завершает альбом композиция с оригинальным названием «Exit» (Выход). Пафосная композиция, со шредер-гитарой, тембрально очень близкой к Джону Петруччи.
От альбома у меня двойственное впечатление: с одной стороны, по музыке нет ни грубостей, ни ошибок, ни явной унылой банальщины. Есть по-настоящему сильные композиции, не хиты (оно вообще не надо здесь), но драматургически мощно работающие песни. Есть и общая музыкальная драматургия - противостояние, спор рока с синти-попом и «электрической» музыкой, обострения, и выход через «Exit» (ха-ха), в котором в полной мере звучит пафос с элементами прог-металла. Современные музыкальные решения - ну вот вроде бы всё есть. С другой стороны - не оставляет меня ощущение того, что и этот альбом, и «Ulisse» это репетиция, подготовка к чему-то более концептуальному, глобальному. Хорошая пластинка, но покупать её в коллекцию пока не хочу, в отличие от следующих. Есть хай-рез и на кассету записал.
Продолжение следует…