Соцреализм: светлое прошлое и отвратительное настоящее

Jun 02, 2021 11:33



[Картина Широков Алексей Александрович «Трактор пришел», 1972 https://back-in-ussr.com/2017/11/kartiny-socialisticheskogo-realizma.html?cmtpage=2&cid=801053   ]

О соцреалистической фауне.

Вот задумался я - ведь соцреализм это вовсе не изобретение советских идеологов. Этот жанр был и до революции - к примеру "Мать" Горького или детская книжка "Рыжик" Свирского. И географически жанр распространён гораздо шире стран соцблока. Ну к примеру французский фильм "Игрушка" - самый что ни на есть соцреализм. Правдивое отображение действительности плюс социалистическая идеологическая нагрузка.

Когда сюжет книги происходит в западной капстране: в произведении всплывают такие стандартные персонажи, как например истинный коммунист (часто на втором плане).

И вот ещё один персонаж часто всплывает о котором я хотел бы сейчас поговорить. Это буржуазный журналист. Не в коем случае не коммунист, не подумайте - приличный человек. Но он прогрессивный и самое главное - очень-очень честный.

Работает он в издании, принадлежащем какому-нибудь очередному мистеру Твистеру - владельцу заводов, газет, пароходов. И вот из-за этой повышенной честности (ну например каких-то разоблачений кого-то или чего-то) его часто преследуют невзгоды. Обычно для повышения реалистичности у этого персонажа есть какой-нибудь недостаток - ну, например, он пьяница (по-моему у Кулешова были такие) или имеет какие-то семейные проблемы, ну или как в той же "Игрушке" просто недотёпа. Обычно в сюжете в кульминации сюжета данный персонаж (после тех или иных нравственных переживаний) становится на сторону добра. Обычный советский читатель, читая продукцию всяких советских литераторов о капиталистическом Западе мог прийти к выводу, что данный типаж очень характерен для капитализма. Буквально в любом баре можно найти такого.

Ну так вот - к чему я. Сейчас в РФ капитализм. Персонажей имеющих эти признаки по отдельности - пруд пруди. Буржуазные журналисты, работающих на мистера Твистера - полно. Журналистов-некоммунистов - тоже полно. Прогрессивных журналистов - есть они у нас, хватает и таких. Честность конечно измерить трудно, но проведём презумпцию невиновности и будем исходить из того, что честные журналисты есть. Работодатель принуждает журналиста вести не по совести, в связи с чем журналист испытывает нравственные переживания - полагаю это скорее правило, чем исключение. Журналист кого-то разоблачающий и из-за этого страдающий - полно - приключения Навального уже все знают. А теперь вот и Протасевич присоединился к журналистам - страдальцам за правду. Болеем за них, желаем скорейшего освобождения. А ужо журналистов с каким-нибудь недостатком характера... труднее найти у кого нет недостатков. Но вот я пытаюсь найти вокруг персонажа, гармонично сочетающего все эти признаки одновременно и не нахожу.

Какие-то мутные все. Циники все поголовно. Обычно журналисты-публицисты прямо аффилированы с каким-то идейным направлением или к примеру с правозащитой (кто за деньги, кто бесплатно, за идею). Часто даже с вполне прогрессивным направлением. Бывает и коммунистическим. Обычно журналист когда пишет (или снимает ролик для ютуба) знает и заранее просчитывает что он пишет и для какого заказчика. Тут не побалуешь и партизански ничего не протащишь. А вот так чтобы работал журналист на Твистера, потихоньку норовя протащить в свои статьи что-нибудь прогрессивное. А потом бац и наступила кульминация и после каких-то нравственных переживаний у журналиста наступает катарсис и он окончательно стал на сторону добра. Наверно это сюжет из прошлого века.

Вот взглянем на всяких современных левых блогеров и ютуберов. Они обычно работают не на заказчика, а на самого себя. Кто-то собирает донаты, кто-то нет. Но они не получают зарплату от Твистера, поэтому им нет нужды протаскивать чего-то партизански. Мели, Емеля - твоя неделя, как говорится. Только чего-нибудь лишнего не скажи или чьи-то бизнес-интересы не задень. А то ведь могут и за тобой приехать. А кто на кого-то конкретного работает, те никогда лишнего непродуманного и несогласованного слова не скажут.

Опубликовано 02.06.2021 г. в блоге https://zogin.livejournal.com/112293.html

Мои комментарии:

Вспоминаю из братьев наших (Стругацких): "- Ведь сегодня любой ребенок знает, что сверхразум - это обязательно добро!
- Сверхразум - это сверхдобро, - сказал Тойво.
- Ну? Тем более!
- Нет, - сказал Тойво. - Никаких "тем более". Что такое добро мы знаем, да и то не очень твердо. А вот что такое сверхдобро…" (А. и Б. Стругацкие, "Волны гасят ветер".)

И насчёт соцреализма. Он (как гласит "Большая советская энциклопедия", статья "Социалистический реализм" [ https://gufo.me/dict/bse/Социалистический_реализм ]) вообще ОТТУДА (а не наш, не почвеннический): "Художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства С. р.
Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Начальные тенденции литературы и искусства нового типа относятся к середине и 2-й половине 19 в.: революционно-пролетарская литература в Великобритании (поэзия чартистского движения, творчество Э. Ч. Джонса), в Германии (поэзия Г. Гервега, Ф. Фрейлиграта, Г. Веерта), во Франции (литература Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье). В конце 19 - начале 20 вв. интенсивно развивается пролетарская литература в России, Польше, Болгарии и др. странах. Как художественный метод С. р. формируется в начале 20 в. в России, прежде всего в творчестве М. Горького (См. Горькое), а также в той или иной мере М. М. Коцюбинского (См. Коцюбинское), Я. Райниса, А. Акопяна, И. И. Евдошвили и др. Это обусловлено всемирно-историческим значением революционного движения в России, куда вначале 20 в. переместился центр мировой революционной борьбы. Вслед за Горьким реалистическое изображение общественной действительности и социалистическое мироощущение становятся существенными чертами творчества писателей ряда стран (А, Барбюс, М. Андерсен-Нексё, Дж. Рид). После Октябрьской революции 1917 в различных странах Европы (Болгария, Германия, Польша, Франция, Чехословакия и др.) в 1920-х гг. формируются социалистические литературные течения, и метод С. р. уже выступает как закономерное явление мировой литературы. Рост антифашистского движения в 1930-х гг. способствовал расширению международного фронта революционной литературы и искусства. Объединяющую роль в этом процессе играла советская литература, которая к тому времени сплотилась идейно и создала выдающиеся художественные произведения. С. р. стал широким интернациональным направлением литературы и искусства. После 2-й мировой войны 1939-1945, в особенности после образования мировой социалистической системы, позиции С. р. как авангарда художественного прогресса ещё более утвердились. Значительную роль в расширении и обогащении художественного опыта С. р. сыграли наряду с творчеством Горького, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова также театр К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда, кинематографические открытия С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, музыка С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, живопись Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, Б. И. Пророкова, П. Д. Корина, Р. Гуттузо, скульптура С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, драматургия Б. Брехта, В. В. Вишневского."
Геннадий Андреевич и Ко очень будут недовольны, если (что сомневаюсь) прочитают это.





P. S. Перепощу я ваш пост к себе, с указанием авторства, естественно. И с исправлением очепятки. Должно быть вот так: "Когда сюжет книги происходит в западной капстране: в произведении всплывают такие стандартные персонажи, как например истинный коммунист (часто на втором плане)."
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечание.
На фото (кадры из видео "День Революции в центре Москвы" https://www.youtube.com/watch?v=f77uZnLonJI  канал "Другое мнение"): "дедушка по вызову" в красном наморднике возвращается домой 7 ноября 2020 г. после ритуальных танцев-возложений венков-цветов (в связи с "ужасным картоновирусом" Собянин СС ему не позволил бОльшего), идёт к персональному революционному думскому Зю-мобилю с синей мигалкой. Название автомобиля тоже очень патриотичное и (главное) подобрано со вкусом: "GENESIS".
"Genesis (Дже́незис[1] - от англ. Genesis - «происхождение», «становление», «возникновение») - марка автомобилей премиум класса, являющаяся суббрендом компании Hyundai Motor. Расположение Республика Корея: Сеул
Ключевые фигуры Манфред Фицджеральд (глава подразделения)
Люк Донкервольке (шеф-дизайнер)" https://ru.wikipedia.org/wiki/Genesis_(марка_автомобиля)
Genesis Андреевич Зюганов.

КПРФ крысы, блеваки, история, из интернета, соцреализм, твари, коммунисты, блогосфера, журналюги, агенты, КПРФ, современность, от друга, регресс, крысы, журналисты, спектакль, СМИ, современники

Previous post Next post
Up