Дредд - суперблюститель правопорядка из постапокалиптичного будущего: он не просто полицейский, он - судья, обвинитель и - в случае необходимости - палач. Персонаж, согласитесь, слишком колоритный, чтобы остаться незамеченным в Голливуде, где к процессу экранизации подошли максимально серьёзно: студия “сколотила” первоклассную команду, выделила на съёмки огромный бюджет, а на главную роль позвала одну из ярчайших экшен-звёзд поколения.
Что же пошло не так? Из-за чего лента провалилась? И почему у фильма были и остаются разгромные рейтинги?
В день 25-летия выхода на широкие экраны картины «Судья Дредд» разбираемся в причинах одного из самых болезненных провалов в карьере Сталлоне, положившего начало закату эры блокбастеров в его карьере.
Фильм попрал главный канон
«Судья Дредд» снят по мотивам одноимённого комикса, первые выпуски которого были опубликованы ещё в ’70-х, и которые благополучно продолжают выходить по сей день. На протяжении всего этого временем трепетно оберегается одна из главных особенностей образа Дредда - он никогда не снимает свой шлем, и мы никогда не видим его лица. А если такое и происходит - художники идут на любые ухищрения, чтобы мы не узнали, как же он выглядит.
Например, в одном из выпусков лицо Дредда прикрыли плашечкой “цензура” - очевидный намёк на то, как сильно он изуродован шрамами. В другом выпуске непокрытое лицо Дредда было замаскировано под лицо другого персонажа с помощью специального устройства - наподобие того, что было в картине «Помутнение» или
ремейке «Вспомнить всё».
Авторы фильма 1995-го года справедливо посчитали, что этот канон совсем не “вяжется” с идеей пригласить на ведущую роль одну из главных голливудских звёзд конца ХХ века, и от соблюдения столь важного правила попросту отказались, чем крепко расстроили поклонников комикса.
Восстановления канона на широком экране фанатам пришлось ждать более 15 лет, пока в 2012-м году в прокат не вышел «Дредд 3D» - новая экранизация комикса. Роль Дредда в этот раз исполнил актёр Карл Урбан, который (в отличие от Сталлоне) за весь фильм ни разу не снял свой шлем.
Фильму “перешёл дорогу” РобоКоп
Сценарист «Робота-полицейского» вспоминал, что одним из источников вдохновения для него стал комикс о Дредде. Даже беглого взгляда на оба фильма достаточно, чтобы увидеть очевидные сходства в сеттинге (дистопийное будущее), в сути героя (неподкупный коп и суровый палач в одном лице), и даже внешности (оба ходят в доспехах и шлеме, который не покрывает только нижнюю часть лица).
«РобоКоп» Верховена вышел в 1987-м - в 10-ю годовщину комикса про Дредда - и запустил целую франшизу, а пока она развивалась - старт съёмок «Судьи Дредда» ожидаемо откладывался.
За годы вынужденного простоя к роли Судьи присматривался Арнольд Шварценеггер, а в числе потенциальных постановщиков «Дредда» были режиссёры Ричард Доннер («Смертельное оружие»), Ренни Харлин («Крепкий орешек 2») и даже Братья Коэн.
Фильм потопило эго Сталлоне
По крайней мере, такого мнения придерживается режиссёр Дэнни Кэннон, чей фильм собрал в прокате немногим больше своего бюджета.
На протяжении съёмок, Кэннон регулярно сталкивался с ситуацией, когда Сталлоне вмешивался в творческий процесс и переписывал сценарий - всё ради того, чтобы придать ленте более лёгкий, комедийный оттенок. Кэннон, напротив, планировал сделать экранизацию максимально близкой к оригинальному комиксу - жестокой, мрачной и полной политической сатиры.
Результатом противостояния режиссёра и звезды фильма стало упрощение персонажа Ферджи: из главы общины беглецов, живущих глубоко под Мега-Сити 1, он превратился в комедийную отдушину, сыгранную Робом Шнайдером.
Также пострадало отображение насилия и, как результат, хронометраж ленты: Сталлоне и продюсеры не раз давили на студию, требуя добиться присвоения «Судье Дредду» прокатного рейтинга PG-13, в то время как филь тянул на уверенные “только для взрослых”. Своего Сталлоне почти добился: под его напором многие эпизоды были сокращены, а часть из них вырезана целиком, после чего фильму присвоили рейтинг R - “просмотр до 17 в присутствии взрослых”.
После завершения съёмок Кэннон дал обещание больше никогда не работать со звёздами.
Вместо послесловия: история экранизации «Судьи Дредда» в чём-то очень похожа на историю создания дилогии о Бэтмене режиссёра Джоэля Шумахера. И Дредд, и Бэтмен стали инструментом вышибания денег из детей и подростков: мрачность Готэма, заложенную Бёртоном, разменяли на лицензии производителей игрушек, а суровый мир Мега-Сити продали компании Burger King, которой в обмен на солидный чек пообещали “подогнать” рейтинг до 13+. В обоих случаях режиссёры столкнулись с волной критики, и были обречены извиняться за, по сути, не свои решения.
Знал ли об этом рядовой зритель в ’90-е? Сомневаюсь. Все эти нюансы потребителю vhs-кинопродукции стали доступны значительно позже, а о существовании комикса и всяких канонов у нас в те годы знали в лучшем случае единицы. Такое неведение и, разумеется, неискушённость, дали в полной мере насладиться ярким, запоминающимся действом, невероятной работой мастеров по визуальным и практическим эффектам (как забыть грим семейства пиратов проклятых земель + полноприводного атомно-биологического робота?) и великолепным
саундтреком Алана Сильвестри - т.е. всем тем, что делает просмотр «Судьи Дредда» нестыдным таймкиллером “на вечерок” даже годы спустя.
А в день 25-летия - подавно.
• Поддержать автора можно
единоразово или
регулярно через подписку - это будет лучшая благодарность.
• Свежие статьи можно получать через
Telegram,
Instagram,
Facebook,
Twitter или читать автора на
Яндекс-Дзен.
• Понравился сегодняшний пост? Поделитесь им с друзьями: