Весь июнь мы разбираемся, почему марсианские хроники Шварценеггера так и не получили сиквел, и выясняем, о чём они могли быть, если бы дело всё-таки дошло до съёмок.
Этому посвящены предыдущие -
первая и
вторая - статьи.
В третьей, заключительной статье, посвящённой 30-летию культ-боевика Пола Верховена, почитаем ещё один сценарий, из которого узнаем про альтер-эго Дагласа Куэйда; подробности работы тайной спецслужбы Марса и переживём события - без преувеличения - межпланетарного масштаба.
Продолжение - под катом, и прежде, чем мы начнём - напомню, что свежие статьи вы можете получать через
Telegram,
Instagram,
Facebook,
Twitter. Подписывайтесь.
Intro
Получив заказ на сценарий, Мэтт Сирюльник набросал 13-страничный тритмент фильма «Вспомнить всё 2», в котором бегло описал ключевые события сиквела с пересказом самых ярких моментов и находок.
Рукопись изучили продюсеры из Dimention, внесли правки и назначили Сирюльнику личную встречу в нью-йоркском ресторане, во время которой обсудили с ним направление, в котором стоит двигаться.
Согласившись с коррективами и наставлениями, сценарист приступил к работе, итогом которой стал черновик, датированный апрелем 2000-го года.
Уже в мае он переписывает его и убирает, например, эпизод, в котором Даглас Куэйд находит потайную марсианскую колонию, скрытую в недрах планеты. Выглядеть это могло примерно как на концепт-арте (см. рисунок ниже) из нереализованного «Вспомнить всё» из той поры, когда его постановкой хотел заняться Дэвид Кроненеберг.
Что же осталось в сценарии после правок?
Сюжет
Сценарий стартует с напряжённой экшен-сцены.
Хаузер вместе с тремя помощниками из организации Реколл Юнит - Броганом, Парком и Мэгги - сражается с террористами, захватившими круизный космолайнер где-то близ Сатурна. Чтобы продюсерам было проще представить себе картину происходящего, Сирюльник любезно указал, актёров какого типажа он видит в этой троице.
Брогана он описал похожим на Винга Рэймза; его вы знаете по серии фильмов «Миссия: Невыполнима» и «Криминальному чтиву».
Парк “списан” с Джета Ли.
А прообразом Мэгги стала актриса Паркер Поузи, известная по «Паркам и зонам отдыха» и «Затерянным в космосе», где она сыграла роль доктора Смита. Кроме того, Мэгги в сценарии описывается как новый любовный интерес Хаузера.
Шварценеггер и Джет Ли не снялись в сиквеле «Вспомнить всё», но "наверстали" в «Неудержимых»
Группа Хаузера уничтожает террористов, а мощная бомба с турбинием, которую грозились взорвать захватчики лайнера, сброшена на Солнце.
Миссия успешно выполнена. Но наутро Хаузер/Куэйд просыпается не в своей постели, а в палате компании Реколл.
Там его встречает доктор Эдгемар - знакомый по своей пилюле ещё с первого фильма - и два его коллеги-врача: доктор Боб и доктор Яслов. Эдгемар объясняет Куйэду, что первый визит в компанию пошёл не по плану: всё, что он помнит о марсианских приключениях - выдумка и ложные воспоминания. Более того, процедура внедрения этих воспоминаний закончилась для Куэйда шизоидной эмболией и впадением в кому, где он провёл последние 10 лет.
В сиквеле Куэйда снова ждала встреча с доктором Эдгемаром
Далее сценарий Мэтта Сирюльника примерно повторяет некоторые моменты, описанные в сценарии Шусетта-Голдмана.
Например, реальность убийства Кохаагена, которые “приснились” Куэйду, так же объясняется тем, что это показывали по новостям и спящий Куйэд мог их слышать. Жена Лори так же покидает Куйэда и уходит к своему тренеру по фитнесу (правда она сообщает об этом не дома, а по видеофону). И Куэйд в этом сценарии, так же как и у Шусетта-Голдмана, устраивается работать на суперстройку (но в версии Сирюльника возводится не космический лифт, а некая мегаконструкция, названная космическим мостом, который упростит сообщение с Марсом, а спонсирует всё это дело триллионер Хьюго Стрикрот).
На стройплощадке Куйэд встречает человека, как две капли воды похожего на Брогана: тот представляется Джонсом и отрицает их знакомство. Подозрения Куйэда усиливаются, когда он пересекается со своей новой соседкой, похожей на Мэгги из его воспоминаний.
Вскоре прямо на рабочем месте у Куйэда случается прорыв в памяти. Он в красках вспоминает детали освобождения лайнера, но этот флэшбэк приводит к небольшому несчастному случаю, в результате которого он срывает с руки кусок кожи.
Сорви Куэйд чуть больший кусок кожи, и нас мог ждать ещё больший твист
К немалому удивлению, кожа оказывается искусственной: она скрывала шрамы от ранений, полученных Куэйдом во время уничтожения террористов. Марсианская революция, атмосфера Марса и уничтожение бомбы с турбинием оказываются не ложными, а его собственными воспоминаниями - за Куэйдом/Хаузером начинается охота.
По его следу идёт полковник Лэдсон - фактический начальник Хаузера - который опасается, что его подчинённый может вспомнить всё о не самых законных миссиях (которые Хаузер, Броган, Парк и Мэгги выполняли по заданию правительства) и о тайной разведывательной организации, которая настолько засекречена, что сами оперативники не всегда знают, что они делают или сделали и даже кто они на самом деле.
С помощью технологий компании Реколл, каждый оперативник получает вторую личность, которая хранится на цифровом диске вместе с копией основной личности. Один диск с так называемой Альфа-личностью - там все воспоминания реальны, включая память о выполненных миссиях. Второй диск с Бета-личностью, которая используется для прикрытия, и в которой человек ничего не помнит о своей работе на правительство.
На Хаузера/Куйэда выходит Броган, который убеждает его в своих добрых намерениях и сообщает, что их общий друг Парк схвачен, содержится на земной орбите в спецтюрьме для душевнобольных и Куэйду нужно спасти его.
Свои слова Броган подкрепляет записями прошлых миссий Хаузера, и здесь Сирюльник совершает огромный акт фансервиса. Дело в том, что в качестве примеров былых побед Хаузера, сценарист предлагает включить в фильм кадры из предыдущих фильмов Шварценеггера - «Коммандо», «Хищника», «Терминатора» и даже «Правдивой лжи».
Похожим образом кадры первого «Хищника» были вплетены в сюжет второй части
Тем временем, ситуация на Земле накаляется… буквально.
Дело в том, что бомба с турбинием, сброшенная на Солнце, запустила реакцию, в результате которой звезда расширилась, поглотила Меркурий и вызвала резкое увеличение температуры на Земле.
Куйэд/Хаузер успевает спасти Парка, вызволяет его из спецтюрьмы и они оба летят на Марс. На красную планету они, разумеется, прибывают под прикрытием: Куэйд - вместо дамы и жёлтого пальто - в этот раз выбирает образ тучного самоанца, а Парку - уж извините - достаётся внешность его японской жены.
По прибытии, Куйэд встречается с Броганом и Мэгги, которым удалось выяснить, что с турбиниевой бомбой их подставил Хьюго Стрикрот. Эксцентричный богач решил сделать Землю непригодной для жизни и добиться переселения землян на Марс, где он единолично правил бы ими.
[надеюсь, этот сценарий не читал Маск; в противном случае, его амбициозные планы по колонизации Красной планеты обретают новое звучание]
У героев рождается колоссальный по своим масштабам план спасения: они взорвут Марс.
Идея состояла в том, что в глубинных слоях марсианской породы содержится много взрывоопасного турбиния. Если его взорвать - будет создан некий гравитационный разрыв, на месте Марса возникнет вакуум, который притянет Землю и спасёт её от расширившегося Солнца.
Согласитесь, такие сценарные находки встретишь нечасто.
Совершенно внезапно (нет) появляется доктор Яслов - подручный доктора Эдгемара - который сообщает Куйэду хорошо знакомую ещё оп первой части фильма новость: Куйэд сейчас в коме, в которую он впал (опять) после инцидента на стройке. Никакой кусок кожи с его руки не срывало - он просто ударился и все последующие приключения Куйэду просто снятся: Солнце не расширилось, планета в порядке.
В доказательство Яслов показывает ему видео, на котором Куйэд лежит в палате, а у его постели дежурит Лори (несмотря на то, что она от него ушла); и уверяет в необходимости прервать иллюзию, иначе это приведёт к фатальной эмболии.
Куйэд, естественно, Яслову не верит и тогда на помощь доктору приходит Лэдсон. Полковник продолжает сыпать ошеломляющими откровениями: с его слов, Альфа-личность Хаузера тоже не настоящая, а выдумана суперкомпьютером.
Куэйд игнорирует обоих, сбегает, устраивает подрыв турбиниума, Земля перемещается на место Марса, а остатки красной планеты образуют вокруг Земли кольца, делая планету похожей на Сатурн.
Внезапно Куйэд просыпается.
Из выпуска новостей он узнаёт, что Земля действительно заняла место Марса, уничтожение которого диктор назвала необъяснимым феноменом. Зритель не получает особых подтверждений того, причастен ли к подрыву турбиния Куэйд или нет: Сирюльник предлагает каждому самостоятельно решить, к чему склоняться.
Заканчивается сценарий сценой поцелуя Куэйда/Хаузера с Мэгги на фоне впечатляющего вида обновлённого земного небосклона, опоясанного кольцом марсианских обломков.
Резюме & Послесловие
В одном из интервью Мэтт Сирюльник признался, что в подростковом возрасте просто с ума сходил по «Вспомнить всё». Учитывая его возраст - на момент релиза фильма ему было лет 13-14 - такие восторги неудивительны: в то время Арнольд и Верховен были на пике своей формы, а экшен-Голливуд эпохи республиканской рейганомики - с его ставкой на силу и маскулинность - за десятилетие взрастил целое поколение, воспитанное на фильмах такого толка.
Т.е. Сирюльник представлял собой такой архетипичный пример целевой аудитории «Вспомнить всё» (как бы нас не уверяла в обратном комиссия по присвоению прокатного рейтинга), и спустя 10 лет ему представился уникальный шанс придумать продолжение любимого боевика.
И это, как ни парадоксально, сильная и, одновременно, слабая сторона его работы.
Да, Сирюльник подошёл к делу со всей серьёзностью: он грамотно сохранил присутствие в ленте Марса (в сценарии Шусетта-Голдмана его почти нет) и умело развил сюжет, обратив внимание на очень любопытные вещи, которые в первой части остались как бы за кадром (вроде личности Хаузера и всей его прошлой деятельности в спецслужбе Марса).
Но - как это часто бывает с дебютантами - Сирюльнику не везде удалось сохранить чувство меры: из-за этого в сценарии есть много неоправданно масштабных сцен. Сочинять их (и визуализировать в своём воображении), конечно, очень занятно, но на практике такие сочинения требуют колоссальных трат и напоминают возню ребёнка с любимой игрушкой.
В целом, получи Сирюльник карт-бланш с полным финансированием и возвращением Верховена - зритель мог вполне рассчитывать на по-настоящему увлекательное продолжение «Вспомнить всё», которое, при должной “полировке”, могло выйти даже интересней того, что сочинили авторы оригинального фильма в своём варианте сиквела.
(
c)
Это была трилогия статей о неснятых продолжениях фильма «Вспомнить всё» - спорных, проблемных, но безусловно интересных тем, что они рискнули продолжить историю одного из самых необычных сайфай-боевиков, который даже спустя 30 лет продолжают привлекать зрителей своими колоритными особенностями и ярчайшей режиссурой Пола Верховена.
В следующий раз разберём ещё один нереализованный проект из брутальной киновселенной Верховена, для чего перенесёмся с Марса на утопающие в насилии и преступности улицы Детройта.
Оставайтесь на связи, продолжение следует…
• Поддержать автора можно
единоразово или
регулярно через подписку - это будет лучшая благодарность.
• Свежие статьи можно получать через
Telegram,
Instagram,
Facebook,
Twitter или читать автора на
Яндекс-Дзен.
• Понравился сегодняшний пост? Поделитесь им с другими: