Сегодня 20-я годовщина со дня премьеры «Американского психопата» - фильма-пощёчины, где за исповедью банкира-мизантропа Патрика Бэйтмана кроется великая сатира на общество потребления.
Но был ли Бэйтман убийцей? Или все его признания - лишь плод фантазии?
На протяжении всего фильма то тут, то там разбросаны (словно части тела невинных жертв) намёки на то, что все убийства в фильме «Американский психопат» - плод воображения этого лощёного любителя дождевиков, топоров и настоящей музыки (не рэпа).
Например.
Банкомат просит Патрика скормить ему уличного кота:
Выстрелы Бэйтмана обладают огромной разрушительной силой:
(что удивляет самого Бэйтмана):
Никто из соседей не реагирует на крики жертвы, которую преследует Бэйтман:
Никто не верит его признаниям:
Пол Аллен (по словам адвоката Бэйтмана) - жив:
Из всего следует, что Патрик оторван от реальности: то, что мы видим глазами Бэйтмана - не есть объективная действительность.
Что же выходит?
Выходит, что история Патрика Бейтмана - это не история убийства, это история культуры яппи: состоятельных потребителей, помешанных на успехе, материальных ценностях и поддержании в глазах окружающих своего псевдоэлитарного статуса, занятых искусственным возвышением значимости своих пустых жизней. Сцена с горячим обсуждением дизайна визитных карточек здесь не предлог для эскалации тяги Бэйтмана к убийству, но вполне завершённый портрет целого социального пласта, представители которого готовы самозабвенно мерятся кусочками картона и не менее самозабвенно сокрушаться, если глубина его тиснения оказывается меньше, чем у коллеги.
Но есть и другая точка зрения.
Согласно ей, Бэйтман пускай не такой массовый и неуловимый убийца, каким он себе кажется, но всё же убийца.
В пользу этой теории говорит полное размытие индивидуальности, характерное для каждого героя фильма. Все они работают на Уолл-Стрит, все они одеты в безупречные костюмы от Валентино, они носят дорогие очки Оливер Пиплз и даже стригутся одинаково.
Что это значит?
Это значит, что равно как Пол Аллен ошибочно принял Бэйтмана за их общего коллегу Маркуса Халберстрама, так и сам Бэйтман мог по ошибке убить кого-то, принятого им за Аллена. Именно поэтому заверение адвоката Бэйтмана в том, что он видел Пола Аллена живым, может трактоваться двояко: либо он действительно видел Аллена живым (и Бэйтман убил кого-то другого), либо адвокат тоже обознался, ошибочно приняв кого-то за Пола Аллена.
На чьёй стороне в этом перетягивании трактовок оказалась режиссёр фильма?
Режиссёр фильма в интервью заявила: «Болтают, что всё показанное - какой-то сон. Но я никогда не задумывала всё именно так. Я просто следовала двусмысленности книги».
Именно эта двусмысленность и подталкивает зрителя к размышлению о размытых ценностях и оторванности от реальности. И главное в таких размышлениях - чтобы жужжание бензопилы не покидало пределы фантазии.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1.
Как Бэйл стал Бэтменом2.
Свобода - это рабство: о романе "1984"3.
Почему "восьмидесятые" всё ещё влиятельны4.
Сатира и скрытые смыслы сериала "Бивис и Баттхед"5.
Что было между первым и вторым "Бегущим по лезвию"6.
Ещё больше статей автора о кино
Следите за автором так, как удобно именно вам: