Алчность и отвращение Американского психопата

Jan 21, 2020 11:11




Сегодня 20-я годовщина со дня премьеры «Американского психопата» - фильма-пощёчины, где за исповедью банкира-мизантропа Патрика Бэйтмана кроется великая сатира на общество потребления.

Но был ли Бэйтман убийцей? Или все его признания - лишь плод фантазии?

На протяжении всего фильма то тут, то там разбросаны (словно части тела невинных жертв) намёки на то, что все убийства в фильме «Американский психопат» - плод воображения этого лощёного любителя дождевиков, топоров и настоящей музыки (не рэпа).

Например.

Банкомат просит Патрика скормить ему уличного кота:



Выстрелы Бэйтмана обладают огромной разрушительной силой:



(что удивляет самого Бэйтмана):




Никто из соседей не реагирует на крики жертвы, которую преследует Бэйтман:



Никто не верит его признаниям:



Пол Аллен (по словам адвоката Бэйтмана) - жив:



Из всего следует, что Патрик оторван от реальности: то, что мы видим глазами Бэйтмана - не есть объективная действительность.

Что же выходит?

Выходит, что история Патрика Бейтмана - это не история убийства, это история культуры яппи: состоятельных потребителей, помешанных на успехе, материальных ценностях и поддержании в глазах окружающих своего псевдоэлитарного статуса, занятых искусственным возвышением значимости своих пустых жизней. Сцена с горячим обсуждением дизайна визитных карточек здесь не предлог для эскалации тяги Бэйтмана к убийству, но вполне завершённый портрет целого социального пласта, представители которого готовы самозабвенно мерятся кусочками картона и не менее самозабвенно сокрушаться, если глубина его тиснения оказывается меньше, чем у коллеги.

Но есть и другая точка зрения.



Согласно ей, Бэйтман пускай не такой массовый и неуловимый убийца, каким он себе кажется, но всё же убийца.

В пользу этой теории говорит полное размытие индивидуальности, характерное для каждого героя фильма. Все они работают на Уолл-Стрит, все они одеты в безупречные костюмы от Валентино, они носят дорогие очки Оливер Пиплз и даже стригутся одинаково.

Что это значит?

Это значит, что равно как Пол Аллен ошибочно принял Бэйтмана за их общего коллегу Маркуса Халберстрама, так и сам Бэйтман мог по ошибке убить кого-то, принятого им за Аллена. Именно поэтому заверение адвоката Бэйтмана в том, что он видел Пола Аллена живым, может трактоваться двояко: либо он действительно видел Аллена живым (и Бэйтман убил кого-то другого), либо адвокат тоже обознался, ошибочно приняв кого-то за Пола Аллена.

На чьёй стороне в этом перетягивании трактовок оказалась режиссёр фильма?

Режиссёр фильма в интервью заявила: «Болтают, что всё показанное - какой-то сон. Но я никогда не задумывала всё именно так. Я просто следовала двусмысленности книги».



Именно эта двусмысленность и подталкивает зрителя к размышлению о размытых ценностях и оторванности от реальности. И главное в таких размышлениях - чтобы жужжание бензопилы не покидало пределы фантазии.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. Как Бэйл стал Бэтменом
2. Свобода - это рабство: о романе "1984"
3. Почему "восьмидесятые" всё ещё влиятельны
4. Сатира и скрытые смыслы сериала "Бивис и Баттхед"
5. Что было между первым и вторым "Бегущим по лезвию"
6. Ещё больше статей автора о кино




Следите за автором так, как удобно именно вам:









Вокруг_Кино

Previous post Next post
Up