Психологическое ядро тоталитаризма, Или кто заступится за щепку?

Nov 27, 2013 23:23


Психологическое ядро тоталитаризма, Или кто заступится за щепку?

«Лес рубят - щепки летят!» поговорка, которой Иосиф Сталин охарактеризовал передел Восточной Европы

«Авторитари́зм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть.
Тоталитари́зм (от лат. totalis - весь, целый, полный; лат. totalitas - цельность, полнота) - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества»
Википедия

«Если дискриминируют гомосексуалистов, то я тоже гей!» Неизвестный правозащитник-активист

Люди разделены. Не расстояниями и стенами, нет! Преграды внутренние. В душах.

Люди, живущие бок о бок друг с другом, могут быть противопоставлены друг другу. События Бронзовой ночи высветили баррикады. Снос памятника, - и сталкиваются два эмоционально заряженных представления о жизни, два национальных самосознания. Погибает человек, сотни избиты, рождена ненависть и горе… Вокруг всего этого расцветает плесень бахвальства.

Два представления. Два диаметрально противоположных восприятия одного и того же предмета. Одного события. Одного. Кадров старинной киноленты, какой бы она ни была.

Каждая сторона видела что-то, что она считала важным и правильным. Одна сторона видела солдата, которого бил советский режим, и который, не смотря на этот груз, освободил своей кровью Европу. Европу, которая ныне в него плюет. Другая сторона видит в нем причину того, что страна не живет сейчас как Швеция или Норвегия. Позорный атрибут советского времени. (Если другая сторона не согласна, она может переписать эту версию по своему усмотрению, я соглашусь на все).

Далее я постараюсь быть предельно циничным. Как цинична наука и бездушны законы природы.

Почему могут быть два восприятия одного феномена?

Группа слева будет видеть в солдате то, что нужно ей, и отсеивать то, что не нужно. Группа справа будет видеть в солдате то, что нужно ей, и отсеивать то, что не нужно.

Они не могут посмотреть на предмет чужими глазами. И, видимо, принципиально не могут. Где-то на базовом уровне они запрограммированы. Программы и убежденности разные. Назовем их экзистенциальные априори. Получается, что человек смотрит на мир через призму своего экзистенциального априори.

Вполне уместный вопрос, откуда они взялись, эти априори. Ответ циничен. Им сказали. Одним когда-то сказали одно, другим когда-то сказали другое. Они впитали и росли на этом, и теперь этот сок течет по их венам. И теперь они каждый по-своему будут селектировать реальность.

С одной стороны - все правильно и просто, но с другой стороны, лично меня это не удовлетворяет. По этой логике их нельзя вылечить. Встает череда новых вопросов, например, почему эти априори могут быть такими жестокими?

Чтобы разместить информацию на жесткий диск компьютера он должен быть определенным образом отформатирован.

В процессе анализа этого феномена я предположил, что эти экзистенциальные априори ложатся на определенную почву в психике. Что это за почва? Это изначальный тип связи «Я» человека и окружающего мира. Этих видов «почв» я знаю два.

Назову их так:

Дуально-селектирующий и Аналогово-воспринимающий.

1.   Дуально-селектирующий тип. (Одновременно структура психологического ядра тоталитаризма). Это случаи, когда человек воспринимает мир не как отдельное от себя нечто, а как продолжение своего «Я». Психоанализу известен феномен того, что все маленькие дети до определенного возраста воспринимают своих родителей как продолжение себя. Вполне естественно, что человек в таком случае будет принимать в себя лишь то, что для него хорошо, что функционально полезно, приятно, по нему. Отметать же с глаз долой он будет все, что плохо для него, не по нему, не «по шерстке», что не подвластно ему, все, что не может быть его инструментом в дальнейшем освоении мира. Известно и то, почему он отстраняет, вытесняет все это. Если в теле будет неподчиняющаяся ему часть, то она будет отравлять, ранить, уничтожать тело. По сути, если перед нами подобный тип, то можно сказать, что мы имеем дело с организмом, не существующим отдельно от мира. У него нет и связующего звена с миром. Мир находится как бы внутри такого индивида. С его точки зрения, мир - продолжение его самого, а полем для его активности в мире является властвование над объектами. Воздействие на мир у него ограничивается попытками подчинения воспринимаемых объектов. Но он согласен и не влиять (не разрушать) объекты мира, если они подчинены понятному для него порядку. Все, что не поддается контролю, все, что несет отдельную субъективность, выходящую за рамки его понимания о «порядке», а потому иррациональную, - несет прямую угрозу для его психики, как если бы человеку пустили по вене морковный сок. Полезный во всех отношениях напиток будет действовать все равно, что крысиный яд. Пустота и хаос, порожденные внесенным извне иррациональным, вызывает у описываемого типа экзистенциальный ужас небытия, в этих условиях он не может существовать, поэтому он стремится уничтожить объект, не несущий для него положительных функций. В итоге мы получаем уничтожение реального объекта, исходя из виртуальных мотивов.

2.   Аналогово-воспринимающий. Мир и индивид в данном случае отделены друг от друга. Здесь между «Я» человека и миром есть связующее звено. Мир осознаётся как отдельное саморазвивающееся нечто, мир воспринимается таким, какой есть - насколько позволяют знания и опыт человека. Если мир не понятен, такой индивид «позволяет» миру быть непонятым. Связующее звено - любовь и свободные отношения. Если мир не подчиняется, - он не ранит, он заставляет удивляться и учиться, развиваться. Мир ощущается человеком, генерируется смысл. Если человек от чего-то и уходит, то от пустоты. По сравнению с пустотой любой объект совершенен. С каждым новым моментом объект нов. Поле для жизни такого человека - смысл. Наблюдая свободные объекты, человек учится быть свободным. Руководствуется собственным нравственным выбором. Воздействие на мир созидательно как к объектам мира, так и по отношению к самому себе. Дефект может быть лишь в том, что не хватает опыта для осмысления.

Мы сейчас видим два противоречащих друг другу мировоззрения. Стоят ли именно они по разные стороны политических баррикад?  Скорее всего, по разные стороны баррикад стоит смесь тех и других. Но воюют ли аналогово-воспринимающие? Воевать друг с другом могут прекрасно дуально-селектирующие типы. Для них война - это передел зон влияния. Их цель - оторвать кусок побольше. Конкуренты на кусок пирога, или же те, кто запрещает его брать, должны быть устранены. «Добро» и «зло» определены.

Но давайте посмотрим, на чьей стороне будут стоять аналогово-воспринимающие? Здесь все очень интересно.

Организаторы Бронзовой ночи в качестве оправдания насилия против населения повторили любимую фразу Иосифа Сталина: «Лес рубят - щепки летят!»

Аналогово-воспринимающие будут на стороне защиты щепок. И совсем не важно, что пространственно они будут стоять у какой-то из сторон баррикад, или вообще не пойдут на лобное место. (Их действительно трудно представить среди организаторов боен). Относительно поля брани они - спасатели и/или скорбящие наблюдатели. Они будут стоять на стороне слабого, - но не одного из тех волков, что делят добычу, но тех щепок, или даже целых деревьев, которые в результате горделивой и алчной возни уничтожаются несправедливо.

В пику представления о выборочном восприятии мира по причине ангажированности экзистенциальными априори они не селектируют окружающее на «хорошо» (для меня) и «плохо» (для меня). Они воспринимают Жизнь, защищают Жизнь, творят Жизнь.
Previous post Next post
Up