Посторонний

Nov 24, 2012 18:43

Повесть Альбера Камю. Весьма странная, мягко говоря, но мне однозначно понравилась. Интересно. Впрочем, подозреваю, что у многих она вызовет так же однозначно отрицательные ощущения.

Француз Артур Мерсо живёт в Алжире.
Он работает в некой абстрактной конторе, обедает в абстрактном ресторане. В отношении Артура практически ко всему бросается в глаза некое безразличие, спокойное принятие хода вещей. Повесть начинается с похорон матери Мерсо, где всё это чётко видно. Многое говорит и делает он, потому что так по идее нужно было сказать и сделать, а не потому что сам захотел сказать или сделать. Впоследствии эти особенности характера Мерсо ещё много раз подчёркиваются ("Она спросила, думаю ли я жениться на ней. Я ответил, что мне все равно, но если ей хочется, то можно и пожениться."). В общем, мировоззрение главного героя по итогам первой половины повести особой симпатии не вызывает. И читать это не очень приятно, так как осознаёшь, что в некоторых отдельных деталях похож на него. Но читать интересно.

В какой-то момент размеренность жизни Артура Мерсо внезапно прерывается - он случайно убивает араба.

Его арестовывают, проводится расследование. Потом суд.

С момента ареста начинается фарс. Следствие по предельно простому делу длится 11 месяцев. И следователь, и суд при рассмотрении дела почему-то главный упор делают не на преступление, а на "моральный облик" Мерсо. Ему приплетают в качестве отягощающего обстоятельства то, что он не плакал на похоронах матери. Вызывают кучу свидетелей, которые всесторонне описывают его характер и поведение в жизни. Мимоходом, правда, выясняется, что некоторые свидетели ничуть не лучше в этом моральном плане, чем Артур, но это никого не волнует.

Тут надо ещё отметить, что главный герой практически всегда говорит правду. Иногда шокирует этим окружающих. А если понимает, что что-то будет не к месту - не говорит. Однако на суде никто не воспринимает всерьёз его слова о том, что убийство вышло случайно.

У Мерсо на этом суде появляется и всё возрастает ощущение, что он посторонний по отношению ко всем этим людям, которые вместо того, чтобы судить его за преступление, осуждают за убеждения. К судьям, присяжным и адвокату, которые разговаривают друг с другом о нём, а не о его проступке, при этом особо не спрашивая его собственного мнения о себе. Впрочем, из присутствующей в зале публики, пришедшей посмотреть на него (по отношению к которой он посторонний), он выделяет двух человек - молодого журналиста и маленькую женщину. Они, видимо, не вполне посторонние. Он ощущает с ними некую идентичность. Похоже, он не совсем одинок в этом обществе, и есть похожие на него люди. Мне кажется, автор добавил этих женщину и журналиста, чтобы показать, что образ Артура Мерсо собирательный, и это повесть не о конкретном человеке, а об определённой категории людей.

Мерсо приговаривают к высшей мере. При том, что, как можно понять из повествования, за аналогичное преступление обычно можно отделаться несколькими годами тюрьмы.

И в этот момент я как читатель уже полностью на его стороне. Фарс судебного процесса производит не менее сильное впечатление, чем выпукло показанное в начале повести безразличие главного героя к жизни. И теперь уже от того неприятия, которое было в начале, не остаётся и следа, и Артур Мерсо даже в чём-то становится симпатичен.

Он, конечно, не остаётся совсем уж равнодушным к своей судьбе, он пишет прошение о помиловании. Но исходит из худшего, что оно будет откланено. Рассуждает о том, что казнь гильотиной слишком сурова, ибо не оставляет надежды на спасение, а было бы хорошо приводить в исполнение приговоры каким-то другим механизмом, который случайным образом оставлял бы в живых определённый небольшой процент казнимых, и у приговорённых тогда была бы вполне обоснованная и легальная надежда спастись - вдруг выпадет счастливый случай? Я лично раньше такой мысли нигде встречал, мне самому она показалась очень интересной и пригодной для использования на практике.

И вот, Артур Мерсо ожидает казни и желает одного: чтобы на площадь посмотреть на процедуру пришло как можно больше зрителей, и чтобы все они встретили его криками ненависти.

Книги, Посторонний, Альбер Камю, Читать

Previous post Next post
Up