В догонку к вчерашнему видео, в котором Сеня прыгает, пришли мысли, что мне нравится физическое развитие наших детей. Они вообще любят движение, активные игры - как все дети. А глядя на Сеню, у некоторых складывается впечатление, что он чем-то занимается - регулярно и с профессионалом.
С рождения детей мы уделяли этому много внимания - как ребенок будет владеть своим телом, как будет относиться к движению и нагрузкам, насколько крепок будет и закален.
Сене полгода
Мы совсем не спортсмены-профессионалы, просто любим двигаться, самосовершенствоваться и узнавать новое о своих возможностях. Поэтому и детям никаких "профессиональных" задач не ставили. Из серьезных вещей - у детей была динамическая гимнастика (про начало
здесь), которую делали с рождения. В остальном - все занятия детей добровольные, мы стараемся принуждение в воспитнии не использовать.
Когда у нас уже был маленький Арсений я с удовольствием прочитала книгу Никитиных про то, как они растили своих детей, и многое оттуда почерпнула. Книга является отличной прививкой от страха переохлаждения и желания закутать ребенка. Авторы очень интересно и подробно рассказывают, как они растили своих детей в плане физического развития. Еще очень здорово, что авторы спустя годы анализируют свои ошибки, исходя из нового опыта, полученного с младшими детьми (всего детей у Никитиных было семь).
Мне очень нравилось то, что Никитины не предлагали каких-то особых условий для развития детей - они просто жили вместе с ними, подавая детям пример. Из важного подчеркивали, что нужно предоставиться возможность для движения детям, а детская жажда движения непременно не даст им сидеть на месте. И не нужно помогать детям - они сами должны научиться рассчитывать свои возможности.
(Были моменты, которые мы не приняли на вооружение - например, соревновательность и упражнения на "результат")
Так и вышло. Сначала были веревочная лестница, качели, кольца и канат. Кровать-чердак.
Агате два года и два месяца.
Потом во дворе появился батут - вообще крутая штука, если у вас есть лето. Потом беговелы, лыжи, самокаты, велики, площадка. И дети действительно постоянно пользуются этим всем. Даже мультики смотрят вверх ногами на кольцах или на маленьком домашнем батуте (теперь у нас три батута).
Наш собственный пример был, конечно, не менее важен, чем инвентарь. Вот
здесь, например, рассказываю о том, как Сережа занимается. Я бегаю, люблю батут, велосипед, бассейн, лыжи.
Еще в вопросах физического развития детворы очень важным, как мне кажется, является отношение к ним. Попробую объяснить. Довольно хорошо об этом рассказывает Жан Ледлофф в своей книге. Она делает акцент на том, что к ребенку нужно относиться не как к чему-то хрупкому, а наоборот - как к крепкому и сильному существу. Туземки племени носят крошечное дите одной рукой, постоянно двигают и перекладывают то на колено, то еще куда. Отношение окружающих ребенок копирует и воспринимает, как данность. Это не значит, конечно, что ребенком надо крутить, как палкой для ушу.
Арсению пять месяцев.
Мы постоянно таскали детей на себе, под мышкой, на бедре, крутили и переворачивали. Это не тренинг - просто игра, где оба участника получают удовольствие. И это прекрасно вписывалось в наше понимание родительства - когда ребенок рядом с мамой/папой, в безопасности чувствует себя хорошо, всегда может перекусить. Уже подросших деток больше крутит папа, провоцирует на "битву" пацанов, ставит подножки, показывает новые приемчики.
Зачем нам все это и что хотим в итоге - это главный вопрос.
Если его не задавать, можно наломать дров. Как мы с нырянием Арсения - когда забыли, что плавание для малышей изобреталось в первую очередь для детей с врожденными неврологическими проблемами. Незачем было мучить ребенка.
На акушерской конференции в Москве я в детской комнате пересеклась с Чарковским. Я хотела его что-то спросить, но он меня и не слушал, схватил Арсения (ему было 1,4), давай крутить его в разные стороны. Потом сказал, что мальчик тренированный, но можно и лучше, чтобы был чемпион. Чем поразил меня сильно.
Мне не нужен был чемпион. Я просто хотела, чтобы ребенок рос сильным и крепким, задач меряться с кем-то мы не ставили. У нас нет также задачи отправить детей серьезно чем-то заниматься, чтобы они достигли какого-то результата, пошли в профессиональный спорт или занимались до взрослого возраста. Конечно, я понимаю, что потенциал у Арсения есть, что он мог бы достичь многого - уже даже подходили тренера к нам. Но стремления у него нет, и мы не настаиваем.
Нет чрезмерного внимания к тому, что дети двигаются, никогда не заставляем их заниматься чем-то или отдыхать - вообще не вмешиваемся в их двигательную активность. Дети двигаются в своем режиме, тем более, что образ жизни позволяет им двигаться столько, сколько они захотят - для нас это важнее, чем секции и тренера. Мы с Сережей занимаемся по утрам. Культа здорового тела у нас нет, хотя свои достижения и ощущения в работе с телом обсуждаем постоянно. Сережа постоянно продвигается в разных направлениях - например, придумал свою гимнастику и фильм о ней снял.
Здоровое и сильное тело - побочный эффект нашего образа жизни)
П.С. Я намеренно не говорю о достижениях детей, не сравниваю их с другими детьми и между собой - это не главное. Эксперимент продолжается.