Нехожеными тропами

Jan 25, 2017 00:19



Четкой рабочей схемы, как именно учатся дома, не существует. Потому что семейное образование - это индивидуальный подход в чистом виде. Ведь каждая семья уникальна. Поэтому каждый начинающий "семейник" оказывается своего рода первопроходцем, даже если заимствует опыт у других. Главное - не забывать, что сами мы продукты школы, а значит, множество наших жизненных установок именно оттуда.

Когда я поняла, что притащила свой школьный опыт в наше домашнее обучение, то сильно удивилась. Казалось бы, уже шестнадцать лет как школу окончила, столько обдумано, столько прочитано и проговорено - с мужем в том числе. Я ж умная))) И туда же.

Поэтому я - как и полагается в хороших тренингах - решила устроить себе "слив": выписать все, что меня не устраивает в школьной системе, чтобы не повторять.

Поехали.
1. Школа - наше всё. Школу ругают - и это не новость. А особенно ругают те, у кого дети только недавно туда пошли. И бегать на переменах нельзя, и домашки задают столько, что приходится ее всей семьей до двух ночи делать, и учителя не справляются - приходится в первом классе репетиторов нанимать; современные учебники писали обкурившиеся панки; учеба все сложнее, а дети все безграмотней... Но большинство все-таки уверено, что без школы никуда. Незаменимость и необходимость школьного образования и "знаний" (которые вылетают из головы вместе с последним звонком) - это очень сильно устоявшийся стереотип. Поэтому даже семейники часто устраивают "школу" дома.

2. Оценки позволяют контролировать уровень полученного образования. Я, как школьная отличница, могу точно сказать - это фигня. Например, я быстрее всех (а иногда и вовсе одна в классе) решала задачи по геометрии со звездочкой. Но в аттестате у меня четверка - потому что делала много неаккуратных записей, оформляла не по форме, исправляла... Оценка - это показатель умения подстроиться под систему.

3. Ошибки совершать нельзя. Это самый большой, на мой взгляд, огрех школы. Человек, когда учится новому, всегда проходит путем ошибок. Если ребенок решает примеры без ошибок, значит, он их уже умеет решать. Значит, он не учится. (Отсюда выражение "делать уроки" - а раньше было "учить") А вот если в его тетради исправления, перечеркнутые им ответы, новые записи - значит, здесь он действительно думал. Я очень хорошо помню тот шок, который испытала, когда увидела свою тетрадь всю исчирканную красной пастой - то неправильно, это неправильно. Двойка. Ошибки - этот кошмар преследует меня до сих пор, когда сын садится за учебу. Хочется, чтобы он был безошибочным во всем. Хочется оградить его от ошибок.

4. Учеба должна занимать все время. Сами себе такого не пожелаем, а дети должны быть заняты. Количество уроков, кружков и секций, которыми загружен день ребенка преподносится как необходимое условие развития. Плохо, когда ребенок болтается без дела, просто смотрит в окно или даже играет. Хочется научить его всему и сразу: и математике, и лепке, и акробатике, и музыке, и финансовой грамотности. Но мой опыт показывает, что детям нужно свободное время. Причем каждый день, причем много. Чтобы с полученными образами "поработать", подумать, поскучать, понять, чего хочется от жизни.

5. У школьников нет права выбора. Любой взрослый, это если он не в тюрьме или в армии, может поменять свой вид деятельности. А дети в школе обязаны туда ходить, учить и сдавать - и никто их не спрашивает, хотят ли они это.

6. Успеваемость. Интересный термин, да? Дети в школе должны успевать за остальными. А лучше - обгонять. Круто быть первым.

7. Единая методика подачи материала, хотя восприятие нового у детей разнится. Например, правополушарным детям проще следовать от общего к частному, а не наоборот.

8. Разрозненность информации. Окончен урок - начался другой. Связь предметов между собой не очевидна.

9. Звенит звонок - и те дела, которыми все были заняты, уже не важны. Надо идти и заниматься другими, которые тоже буду важны до нового звонка.

10. Провозглашается важность и необходимость изучаемых предметов - хотя некоторые дети изучают, например, астрономию в школе, а другие - нет. Непогрешимость школьной системы перед учениками.

11. Учитель - далеко не увлекающийся своим делом человек (за редким исключением) и чаще всего не эксперт в своем предмете. У него один выход в такой ситуации - исследовать предмет вместе с детьми.

12. Дети в школе являются потребителями информации чаще всего. Иногда - исследователями. Редко - испытателями. Очень редко - творцами, создателями нового. Должно быть наоборот.

Что-то я размахнулась)) Но слив - на то и слив, чтобы от всего лишнего избавиться. Теперь я могу сформулировать свое.

Если вам есть что добавить, добро пожаловать в комментарии: что бы вы не хотели прихватить с собой в семейное обучение из школьного опыта?

само-копание, школа, семейное образование

Previous post Next post
Up