Оказавшись в ловушке под названием "семейное образование", я сразу начала действовать, как бывшая школьница (добавим сюда крошечный преподавательский опыт): поинтересовалась, что у нас там по программе. А по программе шла математика, прописи и прочее чтение.
В ответ на мои попытки "запихнуть" в него дневную норму знаний, ребенок мой стал сопротивляться (о чем я уже
писала). Из меня неожиданно вылилось прочно утрамбованное еще в школьные годы "надо учиться, а то дворником станешь" и "в твоем возрасте все уже пишут, а ты еще нет". Арсений не повелся. Видимо, не увидел ничего плохого в дворнике и не понял, кто такие "все".
Я же была от себя в шоке: выскакивание из меня этих шаблонных фраз было молниеносно и слабоконтролируемо
Дальше начались мои выходы из-за печки с попытками замотивировать. Хотя я сама не понимаю, как можно захотеть писать в прописях - ну, тоска же! Сеня отнесся к моим "подходам", как к вражеским вылазкам, и тщательно маскировался под слабослышащего, а то и сбегал с поля боя.
Едва ли он понимал, что на меня находило, но старался избегать мамы в состоянии "давай учиться". В какой-то момент до меня вдруг дошло, что он не просто не понимает, зачем ему это все нужно. Ему действительно это не нужно!
Мы с Сережей обнаружили, что толком не объяснили ребенку, в чем именно его ответственность. После того, как Арсению рассказали всю бодягу с аттестациями, которые придется рано или поздно сдавать, нам всем стало легче. Во-первых, сын четко увидел задачу, которую ему нужно будет решить. Сеня стал периодически заниматься по разным источникам с задачей подготовиться "чтоб сдать". Во-вторых, мы сами поняли, что к вопросу "отстреляться перед государством" можно подойти с новой точки зрения - научить ребенка общаться с системой. Раньше мы такую задачу себе не ставили.
Остальная познавательная деятельность сына никак не связана со школьной программой. Мы не стали изучать предметы "блоками" или углубляться в них. Изучение обрывков информации, связь которых мало заметна, нам не интересна. Гораздо интереснее - составить целостную картину мира, увидеть взаимосвязи разных направлений науки, литературы, искусства. Очень интересуют мировоззренческие аспекты, философия и психология. Я не оговорилась - нам интересно. Потому что я в процессе тоже это все изучаю, я не выступаю в качестве знатока или учителя. Мы вместе исследуем: открываем карты, книги, навигатор и гугл. Смотрим, сравниваем, анализируем, делаем догадки, проверяем их, задаем вопросы и думаем над ответами. Младшие дети активно участвуют.
Да, в нашей деятельности пока мало системы. Возможно, она появится позже. Школьная система подачи информации на тарелочке без запроса меня совсем не устраивает. А своя пока не сложилась. Мне кажется, сейчас мы на стадии накопления знаний о мире и проверки их достоверности.
Почему пост называется "Ловушка"? В самом начале у меня было такое ощущение: от старого подхода мы отказались, а что делать дальше было неясно. И казалось, что время уходит, что надо срочно бежать, читать, узнавать, торопиться, "что-нибудь делать". Вот это как раз не нужно.
Продолжение следует.