Одним из камней преткновения в евангельском христианстве, и не самым маленьким, является отношение к алкогольным напиткам и их употреблению. При этом употребление алкоголя заносится в список грехов. Причём список этот частенько начинается именно с курения и употребления алкоголя. Никто не будет спорить с тем, что пьянство и алкоголизм являются большой проблемой для общества. Эти явления приводят к огромным материальным и человеческим потерям. И несомненно, было бы хорошо, если бы потребление алкоголя было бы существенно меньше.
И в некоторых случаях было бы правильно полностью отказаться от употребления алкогольных напитков. Если говорить об отдельных людях, то это стоит сделать тем, кто не в состоянии контролировать себя и выпив даже небольшую дозу алкоголя, человек не может остановиться. Отказ от алкоголя в христианских общинах имеет смысл в случае, если в их составе много членов, освободившихся от алкогольной или наркотической зависимостей. Но в обоих случаях доводы для обоснования отказа должны соответствовать реальной ситуации. И если бы для обоснования отказа от алкоголя в качестве аргументов использовались бы этические и социальные доводы (опасность алкоголя для освободившихся от зависимости, стремление к тому, чтобы не соблазнять освободившихся, опасность для людей, которые не могут контролировать себя и т.д.) вопросов не возникало бы. И когда российские баптисты принимали решение об отказе в общинах от алкоголя, то обосновывался отказ именно этим.
Но в христианской литературе и в проповедях говорится уже совсем о другом. Авторы пытаются доказать, что слово «вино» в Библии означало вовсе не вино, а какой-то безалкогольный напиток, что Иисус никак не мог превратить воду в алкогольное вино, что во время Пасхальной трапезы Иисус с учениками не могли пить алкогольное вино поскольку оно является квасным.
Я имел возможность прочитать выпускную работу студента семинарии, в которой были представлены практически все доводы против того, что во времена Иисуса он и его ученики пили обычное вино. Понятно, что большинство доводов было взято из различных источников и христианской литературы.
Для доказательства несостоятельности всех приведённых доводов можно было бы привести только один факт: в то время не было никакой возможности сохранить свежий виноградный или какой-либо другой фруктовый сок в течение сколько-нибудь длительного времени.
Есть одна история, возможно, что это исторический анекдот. Когда Наполеон спросил начальника артиллерии, почему не стреляли пушки, то ответил, что на это было несколько причин. Во-первых, не было пороха… «Достаточно» - прервал его Наполеон, - «Всё остальное не имеет смысла».
Так и в вопросе употребления вина 2000 лет назад достаточно привести одну причину. Рассматривать всё остальное не имеет практического смысла. Но я постараюсь коротко рассмотреть и те богословские и лингвистические доводы, которые были приведены в упомянутой работе.
Но начну всё-таки с главного.
В работе утверждалось, что для сохранения сока от брожения применялись различные вещества, в том числе соль, морская вода, ароматические смолы, мраморная крошка, известь. Упоминается также окуривание серой и добавление дробленого ириса. Как один из способов сохранения сока упоминается и приготовление густого сиропа путём выпаривания из него излишков воды.
Начать, наверное, надо с того, что нет авторитетных античных источников, в которых говорилось бы о возможности сохранения в течение достаточно длительного времени плодовых соков без брожения или скисания. И даже если предположить, что такие способы были и что существовали, но не сохранились античные источники, то почему нет никаких упоминаний о таких способах в средневековой литературе и литературе эпохи Возрождения.
Что касается приведенных способов консервации, то ни одно из перечисленных средств не может предохранить сок от брожения или закисания. И тем более странно предположить использование соли для сохранения плодовых соков. Соль употреблялась для сохранения мяса и рыбы, при этом концентрация соли должна быть очень высокой. И при этом мясо или рыба не просто солились, но и впоследствии вялились.
Эффективный природный консервант - бензойная кислота или соли этой кислоты содержится в клюкве и бруснике, но, к сожалению, в странах Средиземноморья эти ягоды не растут.
Из сока можно приготовить сироп, но это длительный и весьма энергозатратный процесс. Как я понимаю, сироп и патоку делали в небольших количествах как сладость. Хотя и такое использование виноградного сока нерационально, поскольку в Израиле можно было получить достаточное количество финикового мёда. Использовать виноградный сироп для приготовления напитка совершенно нерационально, а в больших количествах - невозможно.
Сейчас в Канаде получают кленовый сироп выпариванием влаги, но никто не использует его для приготовления напитков. И Иудея - это всё-таки не Канада с её практически бескрайними лесами.
Проблема сохранения пищевых продуктов в течение длительного времени упирается в две проблемы: уничтожение или снижение активности микроорганизмов, вызывающих скисание или брожение, а также наличие герметичной асептической тары.
Способ пастеризации был предложен Луи Пастером в середине 19-го века, а стеклянные бутылки начали использовать со второй половины 17-го века. Вся тара, которая использовалась в античности, не была ни герметичной, ни асептической. Упоминаемые в работе мехи или бурдюки делались из кожи, которая сама по себе содержит множество бактерий.
В работе приводится ссылка на притчу о старом и новом вине. Утверждается, что мехи не могли сдержать в себе алкогольное вино, но применялись для сохранения сока. Для этого швы промазывались дёгтем, что якобы делало мехи герметичными.
Однако, смысл притчи как раз в обратном: в молодом вине ещё происходят процессы ферментации и выделение некоторого количества углекислого газа. И при повышении давления старые мехи могут порваться. Поэтому молодое вино следует наливать в новые прочные мехи, а старое, выстоявшее вино - в старые.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что употребление свежего виноградного сока было возможно только во время созревания винограда, то есть осенью.
Следующая группа доводов сторонников запрета алкоголя базируется на лингвистике, то есть на значениях слов. Утверждается, что слова, приведённые в переводах Библии как «вино» могут иметь и другие значения. Однако некоторые авторы начинают разбор не со слов оригинальных языков Библии (иврита и греческого), а с английского. Поэтому слова «в древних языках под словом «вино» подразумевался широкий набор продуктов на основе винограда» не имеет практического смысла, поскольку для обозначения вина и других продуктов из винограда использовались разные слова. И вот с них-то и надо начинать исследование. Но при этом надо учесть, что многое слова иврита и греческого языком многозначны и использование того или иного значения в переводе - это уже выбор переводчика. И когда мы обращаемся к переводам, следует иметь в виду, что любой перевод уже является толкованием.
Что же мы можем понять из исследования значений слов иврита и греческого языка, относящихся к вину?
Если суммировать данные о значениях слов, то получаем следующую картину:
- «йяин» - вино. Других значений лексиконы не дают. Встречается в текстах Танаха около 140 раз. И переводится, как правило, как «вино». Только в одном месте в СП переведено по-другому. В современном иврите тоже имеет значение «вино».
- «тирош» - молодое вино, виноградный сок. Встречается около 44 раз. В Синодальном переводе, как правило, даётся значение «вино», но есть и другое значения: сок, виноградный и некоторые другие. Новый русский перевод в 12 случаях даёт значение «молодое вино». То есть, в данном случае выбор значения остаётся за переводчиком в соответствии с контекстом. Может означать все продукты, получаемые после разрушения ягоды: сусло, забродившее сусло, вино или пастеризованный сок. В современном иврите это слово означает или сусло, или виноградный сок.
- «шекар» - алкогольный напиток. Производное от слова «шакар» - пьянеть, быть пьяным. В Танахе используется около 25 раз. То есть, это любой алкогольный напиток. В современном иврите может означать «пиво».
Таким образом, вопросы могут возникнуть только к слову «тирош», в двух других случаях двусмысленностей, как правило, не возникает. Но некоторые противники алкоголя пытаются перенести значение одного слова на другое, то есть, говоря о вине - йяин, пытаются придать этому слову значения, присущие слову тирош. Что не является корректным, но для слушателей может выглядеть логически непротиворечивым.
Часто ссылаются на то, что выражение «плод виноградной лозы» не может быть отнесено к вину, а только к соку. Однако, в соответствии с галахой, на виноградные ягоды произносится благословений как на плод дерева, а на всё, что получается после разрушения ягоды (сок, молодое вино, вино) как на плод виноградной лозы.
Что касается греческого слова «ойнос», то в текстах Нового Завета оно встречается примерно 33 раза. Скорее всего оно является производным от ивритского слова «йяин» (йяин - ойн плюс окончание «ос»). В одном случае в Синодальном переводе оно переведено как «поработились пьянству», в остальных - как вино. Приводятся доводы, что у греческих авторов дохристианских времён это слово означает сок. Однако, словарь Дворецкого приводит ссылки на греческих авторов, в том числе на Гомера, Платона, Софокла, Ксенофонта, Лисия и Геродота. И у всех этих авторов слово «ойнос» означает вино. К тому же, в переводе Танаха на греческий язык слово «ойнос» чаще всего используется для обозначения именно вина.
Ещё одну группу аргументов можно обозначить как богословскую. И в качестве доказательств приводится два заявления. Первое: во время служения в Храме никогда не использовалось алкогольное вино. Второе: Танах (Ветхий завет) отрицательно относится к алкогольному вину и положительно к безалкогольному.
Однако, ни первое, ни второе заявления не находят подтверждения, причём опровержение этих аргументов находим прямо в Торе.
Если говорить об использовании вина в Храме, то при принесении ежедневных жертв вместе с барашком приносилась мука, смешанная с маслом, и вино. Также вино для возлияния применялось и при принесении других жертв. Всего вино упоминается в шести местах. Причём, в пяти случаях использовано слово «йяин». Можно было бы предположить, что речь идёт о каком-то безалкогольном напитке, хотя, как было сказано выше, слово «йяин» означает вино и ничто другое. Однако, в шестом случае в оригинальном тексте использовано слово «шекар», что полностью исключает применение чего-то, кроме обычного алкогольного вина.
Если рассмотреть второе заявление, то можно увидеть, что употребление вина не только не возбраняется, но и является частью повелевающей заповеди. В законах о десятинах говорится о том, чтобы каждый израильтянин приходил в Иерусалим каждый год и праздновал вместе с семьёй. Об этом можно прочитать в книге Дварим (Второзаконие) 14:22-26. Вот заключительная часть цитаты: «…и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое.» Здесь видно, что упоминается и вино (йяин), и шекар. Если вино с очень большой натяжкой можно представить как безалкогольное, то с шекаром такой номер не проходит.
Против употребления алкогольных напитков приводятся ещё такие аргументы, как запрет священникам пить вино во время служения в Храме и запрет назореям пить вино. Действительно, такие запреты есть в Торе, но при этом надо учитывать некоторые моменты.
В случае со священниками запрет относится только к тому времени, когда священник служит в Храме. Священников было достаточно много, так что служение в Храме каждый из них совершал достаточно редко. Во время правления царя Давида была установлена очерёдность служения семейств священников. В соответствии с ней каждое семейство служило в Храме дважды по две недели, то есть примерно один месяц в году. Во всё остальное время употребление вина было разрешено.
Но каким образом связываются иудейские священники с христианами? Для этого приводятся такие места как 1Пет. 2:9 «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел…» и Откр. 5:10 «…и соделал нас царями и священниками Богу нашему…». Хотя и в том, и в другом случае не совсем понятно, о ком идёт речь, о евреях или уверовавших из народов.
Второй момент, который надо учитывать - это то, как еврейские мудрецы цитировали Писания и другие тексты. Они, как правило, не приводят полную цитату, а только короткий отрывок. И слушающий или читающий, хорошо зная цитируемый текст, воспринимает не короткий отрывок, а всю цитату целиком. Часто одна цитата может состоять из двух-трёх коротких цитат, взятых из разных мест. Слушающий опять же связывает эти два или три места и понимает, какую мысль хотел донести автор. Это хорошо видно в некоторых посланиях Павла.
В данном случае как у Петра, так и в Откровении можно увидеть прямую параллель с Исх.19:5-6 «…будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым…».
И исходя из этого нельзя ставить знак равенства между народом Израиля или христианами и священниками, прямыми потомками Аарона, которые служили в Храме. И все евреи никак не могли быть священниками. Смысл этих слов из первого послания Петра и Откровения в том, что как народ Израиля, так и христиане должны представлять Бога перед народами и народы перед Богом. Как это делали священники в народе Израиля.
Что касается назореев, то с ними ситуация несколько другая. Человек брал обет назирута для того, чтобы приблизиться к Богу. И во время выполнения этого обета он становился в чём-то подобным священникам. В частности, ему было запрещено оскверняться смертью. Ещё назорею было запрещено пить вино. Но не только. Ему было запрещено употреблять всё, что связано с виноградом: сок, вино, ягоды и изюм. И не только употреблять, но и прикасаться, в том числе к кожице и косточкам винограда. Кроме того, обет назирута принимался на ограниченное время, как правило, на месяц. Учитывая это можно сказать, что пример назирута не может являться доводом для заперта употребления вина.
И есть ещё один интересный момент: по окончании исполнения обета назарей должен был пройти определённые процедуры, в том числе и принести жертву за грех. Но за какой же грех приносилась жертва, если он соблюдал ритуальную чистоту? Мудрецы Торы объясняют это так: во время обета назарей лишает себя радости, в том числе и отказываясь от вина.
Ещё несколько доводов основывается на том, что дескать Иисус никак не мог употреблять алкогольные напитки поскольку его статус этого не позволял. Но тут надо учесть, что в земной жизни Иисус был совершенно таким же евреем, как и все остальные. И жил так, как это было принято в то время в земле Израиля.
Мне на глаза попалось такое доказательство, основанное на стихах 33-34 из 7 главы евангелия от Луки: «Ибо пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: «в нём бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Под теми, кто говорит об Иоанне и Иисусе имеются в виду фарисеи или вообще недоброжелатели. И на основании этих слов делается такой вывод: если признать правоту слов об Иисусе, то тогда верно и утверждение о том, что в Иоанне был бес.
Но здесь есть два момента, на которые следует обратить внимание.
Первый момент заключается в том, что в евангелии приведены слова Иисуса. И он сам говорит, что Иоанн хлеба не ест и вина не пьёт (действительно, у Матфея и Марка написано, что он питался саранчой и мёдом), а сам Иисус ест и пьёт. То есть, если Иоанн не пьёт вино, то Иисус вино пьёт
Второй момент заключается в том, что Синодальный перевод, на который как правило опираются русскоговорящие христиане, в некоторых случаях достаточно сильно смягчает то, что написано по-гречески. И если проверить значения греческих слов, то получится следующее: «…и вы говорите: «Вот обжора и пьяница, друг сборщиков налогов и грешников.» (Новый русский перевод).
И тогда да, если Иисус обжора и пьяница, то и в Иоанне бес. Но ни того, ни другого, как мы знаем, не наблюдалось.
Следующий довод сторонников запретов опирается на описание чуда в Кане Галилейской. Утверждается, что Иисус сотворил некое безалкогольное вино высочайшего качества. Но такой довод легко опровергается словами распорядителя свадьбы: «всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберёг доселе». (Здесь «напиваться» используется в значении «быть пьяным»). Если сотворённое вино было безалкогольным, как гости могли от него пьянеть? Ведь в словах распорядителя в обоих случаях употреблено слово «калос» - «хороший». То есть и то вино хорошее, от которого пьянеют, и то хорошее, которое сотворил Иисус. Здесь у сторонников запретов явное нарушение логики.
Ну и, наверное, последний аргумент против того, что Иисус и его ученики, как и все евреи пили обычное алкогольное вино основан на утверждении, что во время последней вечери, которая была трапезой в часть Песаха, на столе и в помещении не могло быть квасного (на иврите - хамец). И поэтому не могло быть и вина, которое, по утверждениям сторонников запрета алкоголя, тоже является хамецом.
Действительно, согласно еврейской традиции во время празднования Песаха в доме не должно быть ничего квасного. Однако, совершенно не обоснованно относить вино к разряду хамец. Дело в том, что квасным в еврейской традиции считается только то, то является или произведено из пяти видов зерновых: пшеницы, ржи, полбы (твёрдая пшеница), ячменя и овса. Именно продукты из этих зерновых удаляют из дома перед Песахом.
В связи с Пасхальной трапезой утверждается ещё, что слова «от плода сего виноградного» указывают на натуральный, только что произведённый виноградный сок. Оставим на совести авторов этого утверждения возможность сохранения свежего винограда до весны 2000 лет назад или иметь весной свежий виноград, из которого можно было бы получить сок. Но если опять обратиться к еврейской традиции, то можно узнать, что благословение на ягоды винограда звучит так: «Благословен ты, Господь, производящий плод дерева». Благословение на всё, что производится из винограда, как-то: сок, молодое вино, вино выглядит так: «Благословен ты, Господь, производящий плод виноградной лозы». То есть «от плода виноградного» - это всё, что не является неповреждённой ягодой винограда. Такое благословение произносится, в том числе, и на вино.
Чтобы быть правильно понятым, хочу сказать, что сам против пьянства. Я считаю, что оно наносит огромный ущерб обществу, семьям, здоровью. И да, с пьянством и алкоголизмом надо бороться. Но я не считаю, что запрет может быть эффективным средством. Как раз запрет часто приводит к противоположному результату.
И да, я согласен с тем, что некоторым людям стоит вообще не пить, даже лёгких алкогольных напитков. И да, я согласен с тем, что не нужно искушать брата, который освободился от алкогольной зависимости. И я согласен с тем, что в общине может быть согласие в полном отказе от алкоголя. Только такое решение должно обосновываться реальным положением вещей (например, присутствие в общине бывших реабилитантов), а не псевдобогословскими манипуляциями.
И я против такого положения, когда пастор, священник или лидер пытается решать что-то за других. В конечном итоге решение каждый человек должен принимать сам.
Ведь если рассмотреть те места в Библии, в которых говорится об алкоголе, то можно заметить, что нигде нет запрета на употребление алкоголя, но есть предостережения предупреждения против чрезмерного употребления алкогольных напитков.
Сходное отношение к алкоголю есть и в иудаизме. Хотя в еврейской жизни вино занимает очень почетную позицию, но мудрецы строго предупреждают, чтобы евреи были осторожны с ним. Ярче всего эффект двойственного отношения к вину в иудаизме можно увидеть из законов праздника Пурим. Каждый обязан опьянеть в Пурим, но, по мнению многих комментаторов - если человек будет вести себя недостойно из-за опьянения, то он освобождается от этой обязанности, и может выпить лишь чуть больше обычного и отправиться спать. То есть, настоящая радость от ощущения того, как прекрасен наш мир, подаренный нам Творцом, любовь к Нему и к людям - это положительный эффект вина. Но если вино просто пробуждает низменные инстинкты - оно строго противопоказано. И надо уметь определить, какое количество выпитого вина вызывает первый эффект, а какое - второй. И остановиться вовремя…