Во времена, описанные в евангелиях и, частично, в книге «Деяния Апостолов» и посланиях, земля Израиля находилась под властью Римской империи. Несколько десятилетий назад умер Ирод Великий, который управлял всем бывшим Израильским царством. После его смерти власть была разделена между его сыновьями, хотя фактическая власть принадлежала римскому прокуратору.
Надо отметить, что в Израиле не было разделения между политической, общественной и религиозной сторонами жизни, все эти области регулировались Торой. В еврейской традиции есть такое понимание, что кроме письменной Торы, существует и Устная Тора, которая разъясняет положения Торы письменной. Отношение к устной Торе явилось причиной разделений в обществе и появления различных партий, или сект, в иудаизме (надо учесть, что слово «секта» не несёт в данном случае негативной коннотации). Согласно еврейской традиции в то время существовали следующие направления иудаизма: цедуким или, в русском переводе, саддукеи; прушим - фарисеи и ессеи. В чём они сходятся и чем различаются?
Сходство или их единство в том, что все они были частями иудаизма, ни одна из этих частей не считалась чуждой хотя между саддукеями и фарисеями всегда существовало противостояние, причём не только в области богословия.
Теперь об основных различиях.
Саддукеи отрицали устную Тору, считая, что письменную Тору надо понимать буквально и так же исполнять заповеди. На этом основании они фактически отвергали все постановления мудрецов, считая их противоречащими принципам Торы. Подобные взгляды широко распространились среди элиты еврейского народа, в том числе среди священников. Вот что пишет о саддукеях Иосиф Флавий: «Саддукеи - вторая секта - совершенно отрицают судьбу и утверждают, что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния, ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле человека, и каждый по своему собственному усмотрению переходит на ту или другую сторону. Точно так же они отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние.» Таким образом становится более понятным спор между Иисусом и саддукеями о судьбе женщины и её мужей в загробном мире. Стоит отметить, что это был единственный спор саддукеев с Иисусом, описанный в евангелиях.
Таким образом, если подвести итоги, саддукеи отвергали устную Тору, влияние Бога на наш мир, бессмертие души и посмертное воздаяние.
Партию фарисеев составляли мудрецы, верные традиции устной Торы и стремившиеся исполнять все заповеди Торы и даже больше того, что требовалось по закону. Они старались все время быть в состоянии ритуальной чистоты, в отличие от простого народа. Надо сказать, что все религиозные школы были основаны именно фарисеями.
И опять Иосиф Флавий: «Из двух первенствующих сект фарисеи слывут точнейшими толкователями закона и считаются основателями первой секты. Они ставят все в зависимость от Бога и судьбы и учат, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но что и в этом участвует предопределение судьбы. Души, по их мнению, все бессмертны; но только души добрых переселяются после их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки.»
Как саддукеи, так и фарисеи появились ещё до маккавейских войн.
Третья секта, ессеи, не упоминается в евангелиях вследствие своего отделения от общества. Иосиф Флавий посвятил им больше всего места, но здесь я приведу только его короткую характеристику: «Существуют именно у иудеев троякого рода философские школы: одну образуют фарисеи, другую - саддукеи, третью - те, которые, видно, преследуют особую святость, так называемые ессеи. Последние также рожденные иудеи, но еще больше, чем другие, связаны между собой любовью. Чувственных наслаждений они избегают как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей. Супружество они презирают, зато они принимают к себе чужих детей в том возрасте, когда они еще восприимчивы к учению, обходятся с ними, как со своими собственными, и внушают им свои нравы. Они презирают богатство, и достойна удивления у них общность имущества, ибо среди них нет ни одного, который был бы богаче другого.»
Таким образом, основными силами, влияющими на жизнь в стране Израиля, были саддукеи и фарисеи. Ессеи, ввиду своего, достаточно маргинального положения заметного влияния на жизнь народа не оказывали. Отношения саддукеев и фарисеев были, мягко говоря, не очень доброжелательными. Именно саддукеи в 62 году убили Иакова Праведного - руководителя Иерусалимской общины. В ответ на это фарисеи отправили жалобу в Рим.
Если саддукеи были озабочены укреплением своей власти, то фарисеи стремились к сохранению традиции и изучению Торы.
Надо отметить, что и движение фарисеев было не однородным. Сходясь в основополагающих моментах веры, существовавшие школы расходились в вопросах практического исполнения Торы. Распространённой практикой были дискуссии, в ходе которых выяснялось, насколько хорошо тот или иной учитель знает Тору. Примеры таких дискуссий, или пикировок, можно найти в Талмуде.
Отношения Иисуса и фарисеев
Читая евангелия, можно представить, что фарисеи нападали на Иисуса, пытаясь в чём-то обвинить его. То есть, что фарисеи относились к нему враждебно. Хотя единственный случай, когда «книжники и фарисеи» пытались подставить Иисуса, описан в 8 главе евангелия от Иоанна, в истории с женщиной, «взятой в прелюбодеянии». Вообще, эта история очень напоминает вставку, поскольку выпадает из повествования.
С другой стороны, в евангелиях описан единственный разговор Иисуса с саддукеями, но довольно много дискуссий с фарисеями. Если учесть, что фарисеи редко говорили о Торе с посторонними, то можно сделать вывод, что они видели в Иисусе своего. В некоторых случаях фарисеи называли его «учитель», то есть признавали его авторитет в толковании Торы. И, кроме того, в евангелиях описаны несколько случаев, когда Иисус был в домах фарисеев и ел с ними. Таким образом можно сделать вывод, что вражды со стороны фарисеев по отношению к Иисусу не было, а в евангелиях описаны дискуссии, традиционные для фарисеев.
Может возникнуть вопрос, почему же тогда было такое враждебное отношение со стороны фарисеев к ученикам и последователям Иисуса? Тут дело в том, что у фарисеев была принята передача традиции (смиха, можно сказать - рукоположение) по цепочке, начавшейся, как они считали, от Моисея. Иисус же начал цепочку передачи традиции от себя, наделив правом учить и решать конфликты в общинах своих учеников. Его слова «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» (Мтф. 18:18) являются формулой, относящейся к сфере суда. Таким образом фарисеи увидели положение, которое нарушало все их представления о передаче традиции и, более того, они могли понять, что ученики Иисуса отвергают авторитет Моисея. Отсюда и вражда.
Религиозное положение в Иудее и окрестных местах.
Единственной религией, приверженцы которой поклонялись Единому Богу был иудаизм. В Греции и Риме поклонялись пантеонам известных античных богов. Восточнее Иудеи тоже процветало идолопоклонство. Однако в античном мире нарастало разочарование в традиционных верованиях и достаточно большую популярность приобретал иудаизм. Появлялось всё больше прозелитов, как в самой Иудее, так и на просторах Римской империи.
В самой же Иудее можно отметить пять категорий жителей согласно их отношению к религии.
Природные жители (эзрах): потомки Авраама, Исаака и Иакова исповедующие иудаизм.
Прозелиты (гер цедек): иноплеменники, принявшие иудаизм, прошедшие гиюр, в том числе сделавшие обрезание. По положению практически равны природным жителям кроме права на надел в земле Израиля.
Богобоязненные, боящиеся Бога: исповедовали иудаизм, исполняли многие заповеди, которые не были обязательными для них. Единственное, что их отличало от прозелитов - они не проходили гиюр и не делали обрезание (по разным причинам). У многих из них жёны были полными прозелитами (для женщин в процедуре гиюра достаточным было погружение в микву - специальный бассейн для ритуальных омовений).
Иноплеменники, пришельцы-поселенцы (гер-тошав): люди, порвавшие с поклонением идолам и признавшие Бога Израиля, исполняющие, по меньшей мере, 7 законов сыновей Ноя.
Идолопоклонники: в основном представители римской администрации, купцы.
Особое положение занимали самаритяне - жители Самарии. Они появились после того как ассирийский царь переселил жителей Северного царства, а вместо них поселил «жителей Вавилона, Куты, Аввы, Хамата и Сепарваима». Описание тех событий можно найти во II книге Царей (4 книга Царств). И хотя переселившихся жителей священник наставил в вере в Бога Израиля, они включили Его в свой пантеон богов. Кроме того, они построили Храм на горе Гризим и слегка подредактировали Тору, чтобы закрепить существующее положение.
Литература и устная традиция
Нужно сказать ещё об устной традиции и о литературе, которая была в ходу в то время. Наивысшим авторитетом среди всех иудеев была Тора. Текст её тщательно переписывался и передавался из поколения в поколение. Хотя даже при всей тщательности существует до трёх вариантов Торы, хотя и отличающихся не столь сильно. Остальные книги: Пророки, Писания и те, которые не вошли в канон, пользовались большим или меньшим авторитетом. И понятно, что никакого канона в то время ещё не существовало. А тексты Нового Завета начали записываться только в середине первого века.
В своём учении Иисус, естественно, опирался на Тору, но не только на неё. Судя по текстам евангелий, он хорошо разбирался в устной традиции и учениях мудрецов предыдущих поколений. И конечно ни он, ни его ученики, ни его последователи не были приверженцами принципа «только писание». Например, Павел в послании Тимофею упоминает неких Ианния и Иамврия. Нигде в Библии мы эти имена не найдём. Но зато они хорошо известны иудеям из устной традиции. Кроме этого, Иуда и Пётр обращаются к таким достаточно хорошо известным книгам как «Успение Моисея», «Книга Юбилеев», «Книга Еноха». Есть в текстах Нового Завета аллюзии и ссылки и на другие источники.
И в заключение хочется отметить, что после воскресения и вознесения Иисуса, когда стало всё больше учеников, в том числе и из других народов, все они находились в сфере одной религии, а именно иудаизма. Разделение между иудаизмом и христианством произошло гораздо позже, хотя ростки этого разделения появились уже в первом веке.
Таким образом, и сам Иисус, и его непосредственные ученики, и Павел, и множество уверовавших в Иерусалиме и Иудее были иудеями и жили в рамках традиции иудаизма.
При подготовке этой заметки использовались материалы с сайта toldot.ru и уроков Александра Бленда и Ицхака Пензева.