Херувим и сатана - 3

Jan 15, 2012 21:44

Продолжу свои размышления. В этой записи хотел бы более подробно остановиться на том, кто такие херувимы.
Но сначала одно небольшое отступление, касающееся ангелов вообще. Когда мы слышим это слово, то в первую очередь представляем себе духовное существо. Это либо ангелочек с крылышками, либо мужик с мечом, но почему-то тоже с крыльями.
Однако нужно учесть, что русское (да и не только) слово ангел - это калька с греческого αγγελος, которое, в свою очередь, является синонимом ивритского слова מלאך «малах».
Значения слова «малах» - посланец, посол, вестник. У греческого слова - посланник, вестник, гонец, соглядатай. Таким образом, можно сделать вывод о том, что и греческое, и ивритское слово применяются не для обозначения какой-то сущности, а скорее для определения функции. И ангелом может называться как духовное существо - посланник Бога, так и человек. Например: «и послал вестников (αγγελος) пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него…» (Лук.9:52)

Теперь собственно о херувимах. Или, если быть точным, то о керувим, поскольку единственное число этого слова - керув, множественное - керувим.
Если найти все места в Писании, где упоминаются херувимы, то на основании этих мест, следуя принципу «только Писание», я, например, не могу однозначно сказать, что за зверь такой этот херувим. То есть, я не могу назвать его положение, функции и, если так можно выразиться, видовую принадлежность.
Если исходить из 28 главы книги Иезекииля, то падший ангел занимал особое положение на верху иерархической лестницы: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего…»
Однако, надо учесть, что ангелологией в христианстве занимались в средневековье, хотя систематизация началась примерно в 4 веке.
Согласно принятой в христианстве иерархии херувимы считаются вторыми после серафимов. Хотя сказать, на основании чего были сделаны такие выводы, весьма трудно.
Что касается еврейской традиции, в рамках которой и писалась книга Иезекииля, то здесь ситуация ещё более запутанная.
Согласно одних источников херувимы вообще в число ангелов не входят. Позволю процитировать высказывание по данному поводу одного знающего человека:
« А в наших молитвах, и в Талмуде крувим не упоминаются как подвид. Есть только срафим, офаним и хайот. Зоар, каббалистическая книга, перечисляя "типы" ангелов, дает их 10 штук, но крувим среди них нет. Хотя Рамбам про них пишет.»

Рамбам приводит иерархию из 10 уровней и херувимы находятся на 9 сверху позиции.
Как-то трудно представить, чтобы дворник поднял бунт для того, чтобы претендовать на место главы корпорации. С чего бы это одному из многих ангелов низшего уровня вдруг возгордиться настолько, чтобы поднять бунт против Бога. У меня это в голове как-то не укладывается.

Почему же тогда царь Тира назван керувом?
В древнем мире керув был символом могущества и царской власти. Изображался в виде быка с крыльями и человеческим лицом. Был хорошо известен в культурах Малой Азии. Выглядели они примерно так:





Ещё один момент, связанный с сатаной. В Откровении сатана назван змеем древним (20:2). На иврите змей - сараф. Исходя из этого логичнее предположить, что сатана это серафим, а не херувим, тем более, что серафимы стоят выше в иерархии ангелов (если следовать иерархии Рамбама).
Если делать выводы на основании только текста Писаний, то, насколько я могу судить, связать сатану с херувимом никак не удастся.

христианство, размышлизмы

Previous post Next post
Up