Jan 09, 2012 19:17
Продолжим рассмотрение вопроса о сатане и обратимся к 28 главе пророка Иезекииля. И хотя в комментарии к предыдущей записи места из пророков были названы туманными, по опыту общения, в частности, на форумах, могу сказать, что и отрывок из 14 главы Исаии и данное место воспринимаются как прямое указание на сатану как на херувима и падшего ангела. Поэтому, думаю, есть смысл рассмотреть и эти туманные места.
В данном отрывке есть несколько образов, не связанных напрямую друг с другом, но, тем не менее, важных для понимания.
Во-первых, точно так же как и в 14 главе Исаии есть прямое указание на то, кому адресован последующий текст: «Сын человеческий! Вознеси плач о царе Цора и скажешь ему…». Если предполагать, что дальше говорится о сатане, то нужно признать, что в 29 главе данной книги говорится о ком-то, кто назван крокодилом, но не являющийся царём Египта. И в 31 главе тогда речь идёт не о царе Ливана, а о ком-то, названном кедром, который тоже был причастен или находился в Эдеме. Получаются нестыковки, потому что в одном случае текст необходимо воспринимать «как написано», а в другом - иносказательно
Основными причинами, по которым отрывки из книг Исаии и Иезекииля относят к сатане является упоминание в них свержение в преисподнюю, нахождение в Эдеме, обращение как к помазанному херувиму, нахождение на горе Божьей. На основании этих обращений делается вывод, что такие слова могли быть сказаны только о сатане, который был херувимом, совершенным, но потом возгордился…
Можно рассмотреть все эти обращения по порядку.
1. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Ис.14:15)
Такие слова не являются уникальными, можно найти и другие места, подобные этому, где говорится о том, что какой-то царь ввержен в ад, преисподнюю. Например: Иез.31:15-17. Тем более, что у Исаии вслед за этим стихом идут следующие слова: «Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю…» (Ис.14:16)
2. « Ты находился в Едеме, в саду Божием…», «… ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.» (Иез.28:13,14).
Каким образом Тир можно ассоциировать с горой Божьей? Как мне кажется, это намёк на участие Хирама, царя Тира в строительстве Храма. Этот момент тоже говорит о том, что речь пророка направлена не на конкретного царя, а на весь Тир, который, кстати, был столицей Финикийского царства, одной из величайших цивилизаций древности.
Вполне логично в таком контексте выглядит 15 стих:
«Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония».
Во времена Давида и Соломона Тир был союзником Израиля, по-видимому, ходил путями Всевышнего, хотя, наверное, и не в полной мере. Но ко времени произнесения пророчества проявилось беззаконие.
И вообще, данный отрывок видится как поэтическая аллегория. Как впрочем и следующие главы, в которых говорится о других царях.
Таким образом можно сделать вывод о том, что как в 14 главе Исаии, так и в 28 главе Иезекииля, как впрочем и в других местах книг пророков, речь идёт о царях или, если смотреть обобщённо, о конкретных царствах.
Конечно, при желании в Писании можно найти описание кого угодно, однако для этого нужно поставить цель и заранее определить кандидатуру. Тогда в Библии можно обнаружить и Брежнева, и Михаила Горбачёва, и президентов США.
Однако сам текст Писаний не даёт оснований для того, чтобы провести параллели между сатаной и другими персонажами, описанными в рассмотренных главах.
Ещё одним аргументом, который приводится в пользу истории о падшем ангеле, это именование царя тирского херувимом. Аргумент состоит в том, что пророк не мог применить к человеку ангельский чин.
Но доводы и контрдоводы о херувимах и ангелах вообще рассмотрю в следующей записи.
христианство,
размышлизмы