Когда пытаешься улучшить домашнюю аппаратуру для воспроизведения звука, главное - не впасть в аудиофилию.
Понял это, побродив по аудиофильским форумам - вроде Soundex.
Там сидят несчастные люди. Для них аппаратура, которая не передаёт шелест травы под ногами музыканта, выступающего на опен-эйре, или если не слышно шороха воды от ладьи, плывущей по тихому ночному озеру... - это плохая аппаратура.
Быстро понял: в ту сторону двигаться - не надо. Там слушают аппаратуру, а не музыку - как мне объяснили.
Всё началось с того, что сломались много лет служившие наушники JVC, неплохо воспроизводившие аудиотреки. ровно выдававшие сбалансированный звук на любых жанрах. Над их заменой пришлось поломать голову, много чего почитать и посравнивать.
Давно не занимался этой темой, и для меня в новинку оказалось, что в обычных магазинах вроде МВидео, Эльдорадо, ДНС... - качественного оборудования оказывается уже не купишь. Там в подавляющем большинстве - ширпотреб, даже если задорого. Есть другая сторона - аудиофильские магазины вроде "Аудиомании" или псковского "Смотри и слушай"... - но там в основном профессиональная аппаратура, и отдавать за наушники или компьютерные колонки месячную зарплату - откровенно не хотелось.
Чего хотелось - так это найти золотую середину. Это оказалось непросто.
В рейсах было много времени - смотрел отчеты и обзоры, читал отзывы. Долгое время выбирал между продукцией фирм Sennheiser, Audio-Technica и AKG. Наушники последней фирмы даже купил, но послушал примерно минут 10, упаковал обратно и повёз в магазин. Звук в них был абсолютно плоский, частоты сливались в бесформенную кашу - слушать было невозможно от слова совсем. При том, что стоили они всё же не копейки - больше 6 тысяч.
Стал уже склоняться в пользу одной из моделей "Сеннхайзеров" - как вдруг наткнулся на обзор наушников совсем другой фирмы. И понял - кажется, нашел.
Это были тяжёлые и легендарные "пара-шестьсот" знаменитые наушники DT-770 Pro от фирмы Beyerdynamic.
Большинство электроники, бытовой техники сейчас производится в Китае, ну или других странах Азии. Beyerdynamic же фирма немецкая, вся её продукция производится в Германии и собирается там же. Причем что касается наушников - это ещё и ручная сборка каждого экземпляра с обязательным тестированием. Фирма существует с 20-х годов 20-го века, специализируясь на выпуске небольших партий высококачественной техники обработки звука.
Модель же наушников DT-770 Pro выпускается без существенных изменений с 1985-го года (!..). Наушники позиционируются как студийные, их массово закупают студии звукозаписи, радиостанции, просто специалисты для профессиональной работы со звуком. Подкупало то, что во всех обзорах отмечалось, что наушники вполне годятся не только для студийной работы, но и для обычного прослушивания аудио, а также то, что практически любой их сломавшийся элемент можно заказать по интернету.
Ну и конечно же их высокое качество звучания отмечали все.
Решил: надо брать именно их - ну или копить на считающиеся лучшими в мире наушниками для тяжелой музыки
Denon AH-D7200, бггг)))
Но даже DT-770 Pro казались всё же дороговатыми. В реальной продаже они стоили 16-17 тысяч (200 евро) - которые тратить на вещь для обычного пользования было попросту жалко. Контекстная реклама, конечно, тут же начала подсовывать варианты по цене 13-14 тысяч - но как правило это были откровенно левые сайты или совсем неизвестные интернет-магазины.
Как вдруг случайно увидел такие наушники в сети латвийских магазинов
RD-Electronics. Причем в Риге они ещё и были в наличии (в российских магазинах практически везде - под заказ), а стоили они там всего 120 евро - 9.800 руб.
В очередном рейсе звёзды сошлись удачно. Посмотрев карту Риги, поставил через интернет наушники в резерв в одном из магазинов сети - в том, куда было проще подъехать на ДАФе. После загрузки в рижском предместье, в Кекаве, нырнул на рижскую окружную, свернул в город по магистрали А8 и доехал до улицы Виенибас - очень удобно что там рядом промзона, грузится много фур, было где поставить машину. А рядом там - ТЦ "Aleja" в котором есть отдел RD-Electronics, где уже ждали готовые к выдаче Beyerdynamic DT-770 Pro.
- "Бейеры" нынче разбирают как горячие пирожки, - заметила продавщица, оформляя покупку.
Я переспросил - оказывается, на тот день в рижской сети RD этот экземпляр DT-770 Pro был последним. Их ещё и успели оперативно перебросить из того магазина, где они были, на выбранный мною адрес ))...
При покупке еще оформил Такс Фри - возврат налога при условии если товаром не пользуешься на территории ЕС, вывозишь его нераспакованным через границу (ставишь печать таможни при пересечении границы в квитанции) и если сумма покупки больше 38 евро. В случае с наушниками возврат составил почти 15 процентов стоимости - то есть почти полторы тысячи рублей.
Итого наушники, которые в России продаются за 16-17 тысяч, обошлись всего чуть дороже восьми )).
Но это было только начало ))... - следующим пунктом, конечно же, стала покупка подходящего ЦАПа.
Такие аппараты, как ЦАП, вошли в обиход, насколько знаю, совсем недавно, лет 10 назад. Расшифровываются как Цифро-Аналоговый Преобразователь. Представляют собой аппарат для раскачки наушников и / или колонок (раскрытия их полного потенциала) при воспроизведении аудио с мобильного телефона, компьютера или ноутбука, т.е с тех источников, откуда сигнал идет слабый по умолчанию. ЦАП резко, в разы повышает громкость звука и сильно расширяет диапазон воспроизводимых частот - это если попросту. ЦАПов бывает великое множество типов и разновидностей - от простеньких, за пару десятков евро (полторы-две тысячи рублей) до систем из нескольких мощных блоков, сопоставимых по стоимости с ценой новой иномарки представительского класса )). Разные они и по оформлению - от
выполненных в виде обычной флешки. что очень удобно при использовании со смартфоном - до разных размеров и форм
стационарных блоков.
Выбор подходящего ЦАПа был еще более сложным, чем выбор наушников. Опираться здесь уж точно приходилось только на обзоры и отзывы: в обычных магазинах электроники ЦАП в продаже практически не встретишь, их надо искать только в спецмагазинах или в интернете - а значит, предварительно нельзя послушать. ЦАП же был нужен совершенно точно: наушники звучали очень и очень неплохо, но чувствовалось совершенно четко, что их возможности домашние источники звука раскрывают далеко не полностью.
И при этом всё время держал в голове - не скатиться в
аудиофилию. Всё-таки это путь в никуда.
Попробовал поступить проще - задал вопрос на сайте Аудиомании. Там есть рубрика вопросы-ответы, к их чести, они ещё и отвечают очень оперативно. Спросил попросту - какой ЦАП из недорогих наиболее полно раскачает наушники Beyerdynamic DT-770 Pro? Посоветовали -
iFi audio ZEN DAC V2.
Ну, блин. Я ж четко написал: из недорогих ))...
Оставалось - смотреть дальше обзоры и читать отзывы.
Отсматривая топы, всё чаще и чаще натыкался на аппарат, отзывы о котором были сдержанно-положительными. Назывался он - Aiyima DAC-A5 Pro. Отмечалось, что аппарат этот - точно не аудиофильский, что настоящие ценители хорошего звука отвернутся от него с пренебрежением. Да. по отзывам он резко усиливал громкость, расширял панораму звучания - но в нем не было требуемой аудиофилам тонкости и чистоты звука.
Окончательно понял. что это то. что надо - после вот этого ролика.
Рекомендую посмотреть - интересно). Можно спокойно пропускать мимо ушей всякую техническую информацию - парень рассказывает так увлеченно и образно, что смысл аппарата понятен и так.
Click to view
Решил - ну а почему бы и не повестись на этот отзыв?.. В конце концов, какие-то 50 баксов - не корову проигрываем ). Заказал на АлиЭкспрессе (3.700 руб). через 2 недели уже получил.
Оставались колонки. И с колонками пока не повезло.
Компьютерные колонки дома конечно есть - обычные пластиковые Genius, которым лет 10, куплены были чтобы вообще был какой-то звук. но не их же подключать к ЦАПу )). Начал подробно смотреть обзоры, отзывы, топы - так же, как и по остальной аппаратуре.
Колонки выбирал системы 2.0 без саба, который возле компьютера просто не представляю где можно удобно расположить. Не слишком громкие - суммарной мощности в 40-50 ватт вполне должно было хватить. Главным критерием был сбалансированный чистый звук и отсутствие доп.функций - блютуса, пульта управления, встроенного радио, портов для карт памяти и прочей чепухи, которая пригодится раз в год, зато удорожает систему минимум вполовину.
По сумме отзывов лучшими из доступного ценового сегмента получались две модели - Sven MC-30 и Edifair 1280T.
Свены посчитал всё же избыточно мощными, да и отзывы на них были всё же противоречивыми. Решил остановиться на Эдифайрах. Съездил купил.
Если первый вариант наушников (от AKG) прожил у меня дома перед возвратом в магазин минут 10, то колонки задержались подольше. На пару часов.
Блин. Колонки за 7.000 руб (90 евро) - невозможно слушать вообще! Ну, точнее - на них невозможно слушать именно музыку. В отзывах их хвалили именно за хорошее воспроизведение и частотный баланс... - ага, если бы. Когда выкручиваешь на них до максимума регулятор высоких частот - хочется выкрутить ещё столько же. Середина бессовестно завалена, сложные жанры музыки эти колонки доносят до слушателя в виде невообразимой каши. Поверх этого - громыхающий и одновременно бубнящий бас, перекрывающий всё. Видимо, создатели этих колонок начитались отзывов пользователей, состоящих сплошь из жалоб на нехватку низких частот в компьютерных колонках - и решили в этой модели оторваться по полной. И да, это у них получилось - а больше не получилось ничего.
Отвёз в магазин, сдал обратно )).
В результате - связка наушники + ЦАП работает просто великолепно. Многое в музыке открывается совершенно по-новому, заходят те группы, которые раньше не заходили (например, JINGER). Тяжелая музыка с этим простеньким ЦАПом звучит почти идеально. Немного не хватает высоких частот на пиках - можно просто компенсировать громкостью). хорошие, ровные (не громыхающие и не бубнящие) низы. Яркая, звонкая и насыщенная середина. и всё это за совсем небольшие деньги.
Вот только что делать с колонками - не знаю. Кто что посоветует?..