В тот год состоялась телепремьера ленфильмовской "Собаки Баскервилей" - детектив детективов. А через три месяца - детектив времён Октябрьской революции.
Деликатный детектив в эпоху революции
О фильме «Чёрный треугольник»
Александр СЕДОВ (с) эссе / август 2014 г.
.
Во вторник 13 октября 1981 года на Центральном телевидении вышел трёхсерийный приключенческий телефильм «Чёрный треугольник» о судьбе похищенных из Патриаршей ризницы Кремля сокровищ - россыпи жемчугов, сапфиров, бриллиантов, которые волею революционных вихрей угодили в категорию «грабь награбленного».
.
Телефильм про 1918 год открывался тем же формальным приёмом, что и ленфильмовский «Холмс» - вступительными титрами, в данном случае напоминавшими надписи в немой кинохронике:
.
«Шли первые месяцы после победы Октября.
Партия большевиков активно строила первое в мире Социалистическое государство. Создавались органы защиты завоеваний трудящихся от контрреволюционных заговоров и мятежей, анархо-бандитствующих элементов, преступников всех мастей…»
.
Доблестные сыскари заново учреждённого московского угрозыска - в исполнении замечательных актёров Константина Григорьева и Анатолия Ромашина - ищут, находят и изящно возвращают исчезнувшие ценности молодой советской республике. Фильм не выдающийся, но сработан на «Мосфильме» крепко - лаконичные диалоги, выразительная операторская работа, запоминающиеся характеры. Если бы это кино снимали сегодня, оно превратилось бы в длинный сериал о революционном безвременье с подробным мордобоем и регулярными перестрелками. Не обошлось бы без самосуда и перегибов в ВЧК.
.
.
.
.
Между тем, по неторопливости действия и вдумчивости героев этот «революционный боевик» напоминает шахматную партию. Нет в нём ни драматического накала сериала «Рождённая революцией» (1974), ни психологического надрыва телеспектакля «Ярость» (1979). Градус насилия в нём не больше, чем в ленфильмовских «Холмсе» и «Флоризеле». Перестрелки есть, но немного и, главным образом, в непроглядной тьме. Арестованные бандиты и анархисты без всякого рукоприкладства охотно дают признательные показания, а единственный фингал украсил лицо одного с риском задержанного рецидивиста, который на допросе не сказал ни слова, а только криво ухмыльнулся. Как там было «на самом деле» и как могло быть в начале 1918 года из этого фильма ясно не вполне. Понятно только, что криминальный сюжет разворачивается на фоне большого исторического сдвига, обязательными атрибутами которого выступают революционные матросы с наганами и бывшие царские офицеры без погон и какард.
.
.
Перед зрителем - точно соблюдённое жанровое кино о буднях советского уголовного розыска, вернее - о его становлении. Идейный большевик и большой умница зампред Московского совета рабоче-крестьянской милиции товарищ Косачевский работает в паре с честным и проницательным «спецом» из царской уголовки Бориным. Идеальный тандем, который могли ставить в пример советской милиции в начале 1980-х. Между ними нет панибратства Знатоков, нет и морального конфликта Жеглова и Шарапова. Отношения ровные, слаженные, деловые, будто фильм рассказывает о коллегах-врачах из терапевтического отделения, а не о сыщиках разного классового происхождения в годы гражданской войны. И при этом характеры смотрятся живыми, убедительными, людьми своего времени.
.
/ Константин Григорьев в фильме "Чёрный треугольник" /
.
/ Константин Григорьев в фильме "Зелёный фургон" /
Константин Григорьев к моменту съёмок «Чёрного треугольника» не раз успел послужить в советском кино как делу революции, так и контрреволюции (и послужит после), поэтому в фактуру времени вписался идеально: отрывистые фразы, ироничный взгляд, кожаный пиджак, хромовые сапоги, гимнастёрка, - почти таким же он предстанет года через два в фильме «Зелёный фургон» в роли начоперота Одесской милиции. Его коллега и классовый антипод в исполнении Анатолия Ромашина обитал внутри эпохи не менее органично: интеллигентные манеры, профессионализм, строгое, без рукоприкладства, обращение с преступниками, костюм-тройка, жёсткий воротничок, аккуратная чеховская бородка и непременная трубка, которую его герой раскуривал со спокойным достоинством Шерлока Холмса. Фильм как бы помимо прочего говорил о том, что безумства эпохи не обязательно передаются людям, которые в ней живут. Оба героя обладали той же мерой рассудительности, какая была присуща викторианским Холмсу и Ватсону из ленфильмовской экранизации.
.
.
.
/ Борис Хмельницкий в фильме "Чёрный треугольник" /
.
/ Борис Хмельницкий в фильме "Свидетельство о бедности" /
.
Также на своих местах и в привычных амплуа оказались их антагонисты. Борис Хмельницкий играл измельчавшего Робин Гуда - бунтаря-анархиста, решившего в мутной волне «чёрной революции» половить народных сокровищ: товарищ Ритус легко переметнулся из революционеров-романтиков в криминальные авантюристы - привет другой роли Хмельницкого, убийце по кличке Крест из детектива «Свидетельство о бедности» (1977). Импозантный Леонид Кулагин играл белую офицерскую кость - некоего барона Мессмера - не первый в его фильмографии русский дворянин, который через два года обернётся сэром Дэниэлом Брэкли в «Чёрной стреле» (1985) по Стивенсону.
.
.
Борис Химичев предстал в образе хранителя ограбленной ризницы - архимандрита Дмитрия, человека с неспокойной совестью и главного идеологического оппонента сыщика. Их спор о том, что же главнее - вера в Бога или в человеческий разум смотрится не только данью исторической специфике революционного момента, но и отголоском жарких диссидентских споров на советских кухнях эпохи «застоя». Надо ли загонять человечество к счастью железной рукою? Или такой подход изначально есть преступление против божеского закона, ибо «нет ничего и не будет нового под солнцем, всё суета сует»?
.
.
.
Спор остаётся неоконченным и выигрыш исторического оптимиста и просто хорошего человека товарища Косачевского выглядит тактической уловкой. В отличие от задушевных бесед советского разведчика Штирлица с немецким пастором Шлагом о том, правильно ли держаться всепрощенчества или надо активно бороться против зла, целью этой дискуссии не ставилась вербовка оппонента. Диспут следователя Косачевского и архимандрита Дмитрия почти академический: оппонентам не угрожает преследование за инакомыслие (во всяком случае, пока - в начале 1918 года), оба - на высоких постах в своих служебных иерархиях, но, несмотря на формальную сдержанность, их спор по-товарищески откровенный: Косачевский когда-то учился у своего оппонента в православной семинарии.
.
Как видите, этот кинодетектив воистину «наш», в самом прямом смысле. Детективная интрига разворачивается на фоне крутого поворота в отечественной истории, затрагивается извечный русский вопрос - насилием насаждать прогресс или смириться с неизменностью земного порядка? И всё же фильм режиссёра Сергея Тарасова, снявшего до этого «Стрелы Робин Гуда» (а после - «Айвенго» и «Чёрную стрелу»), не мог обойтись без английского следа.
.
Неожиданно в сюжете возникает колоритная фигура уголовного авторитета Никиты Африкановича Махова. Некоронованный король Хитровки соглашается на тайную встречу с товарищем Косачевским, он хочет поделиться с угрозыском важными сведениями. Аудиенция назначена в трактире на Солянке, известном своими потайными дверями и подземными ходами. Визит товарища Косачевского в логово московского «короля барыг» смотрится как парафраз встречи Шерлока Холмса с профессором Мориарти из ленфильмовской экранизации. Невозможно не улыбнуться этой обыгранной в фильме киноцитате:
.
« - А револьвер-то к чему, Леонид Борисович? - медленно спрашивает Махов, зыркая с противоположной стороны стола на оттопыренный пиджак гостя.
- Привычка.
- У нас это ни к чему».
.
« - Опасная эта привычка, мистер Холмс, держать заряженный револьвер в кармане пиджака, - медленно произносит Наполеон лондонского преступного мира, кладя на стол перед Холмсом изъятый у него револьвер».
.
Что ж, не только заглавная литера «М» совпадает в фамилии двух королей преступности, но и методы, любовь к риску и страсть к театральным эффектам. Повертев взятый у Косачевского револьвер, Махов (его играет Леонид Марков) ещё до начала разговора кладёт оружие на стол перед сыщиком - в точности как профессор Мориарти.
.
Напрашивается мысль, что режиссёр Сергей Тарасов в этом эпизоде «позаимствовал» историю с револьвером у ленфильмовского «Холмса», учитывая, что в литературном первоисточнике - романе Юрия Кларова «Чёрный треугольник» - никаких манипуляций с револьвером Никита Африканович не производит.
.
Но случай сложней и интересней. Пропустим для краткости период наблюдений, подозрений и озарений и сразу перейдём к выводам (считайте это просто моей гипотезой). Цитаты, заимствования и аллюзии сплелись в этом эпизоде в тугой замысловатый узел, и распутать его можно, вспомнив такую историческую последовательность:
.
1. публикация рассказа Конан Дойла «Последнее дело Холмса» (1892 г.);
2. публикация романа Юрия Карлова «Чёрный треугольник» (не позднее 1978 г.);
3. премьера серии «Смертельная схватка» (экранизация рассказа Дойла «Последнее дело Холмса») из телецикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссёра Игоря Масленникова (1980 г.);
4. премьера фильма «Чёрный треугольник» режиссёра Сергея Тарасова по одноимённой повести Юрия Кларова (1981 г.);
.
На каждом этапе: от 1 к 2, от 2 к 3, от 3 к 4, - следующее произведение как бы передаёт «привет» предыдущему:
.
1 - 2 В романе Юрия Кларова появляется Никита Африканович Махов - «привет» профессору Мориарти. И говорит про револьвер - это второй «привет» тексту рассказа Дойла.
.
.
2 - 3 Экранизируя «Последнее дело Холмса», сценарист Владимир Валуцкий и режиссёр Игорь Масленников «правят» рассказ Конан Дойла так, что не Мориарти идёт к Холмсу, а, наоборот, Холмса приводят к Мориарти. Ситуация в общих чертах повторяет аналогичную в романе «Чёрный треугольник». Холмса приводит «страшный» помощник профессора Мориарти - клыкастый маркёр. В рассказе Дойла такого нет. Очень может быть, что придуман он по аналогии со «страшным» помощником Махова - татарином Ахметом, который приводит Косачевского.
.
.
3 - 4 Экранизируя повесть «Чёрный треугольник», сценарист Юрий Кларов и режиссёр Сергей Тарасов, строят мизансцену встречи Косачевского и Махова так, что она уже больше похожа на фильм про Холмса и Мориарти, а не на рассказ про Холмса и Мориарти.
.
.
.
.
Не слишком ли хитроумна эта логическая цепочка? - спросит скептик. Однако как говорит Шерлок Холмс: давайте отбросим все невозможные предположения и остановимся на том единственном, которое способно всё логично связать и объяснить, и, вот это предположение, скорее всего, и будет истинным, каким бы невероятным оно ни было. Перечитайте источники, пересмотрите фильмы (хотя бы указанную сцену) - и задержите внимание на деталях.