Писатель и телесценарист Лэнс Паркин в своём блоге опубликовал рецензию на советского "Шерлока Холмса" - знаменитую ленфильмовскую экранизацию. Как же оценивает фильм профессионал - один из авторов британских серий "Доктор Кто" (Doctor Who)?
Житие Х. и В.
Английский взгляд на ленфильмовский сериал
Автор рецензии: Ланс Паркин (Lance Parkin) - британский писатель и сценарист / январь 2013 г.
Original English text:
http://lanceparkin.wordpress.com/2013/01/24/russian-sherlock-holmes/перевод: alek-morse
`
В прошлом году в Великобритании появился ДВД с русской версией «Собаки Баскервилей». Эта часть сериала, вероятно, моя любимая экранизация Шерлока Холмса, - а на этом поле, как вы догадываетесь, жёсткая конкуренция.
`
Шерлок Холмс был весьма популярен в Советском Союзе. Как отмечается в книге «Шерлок Холмс в России», все сборники рассказов Конан Дойла выходили на русском раньше, чем аналогичное английское издание, и к тому же там существовала давняя традиция, такая же как на Западе, шерлокхолмовских пародий и стилизаций.
«Собака Баскервилей» - это шестой и седьмой фильмы одиннадцати серийного сериала, который снимался с 1979 по 1986 гг. Есть превосходный обзор сериала - с массой подробностей, которые проливают свет на контекст и значение фильма. Британское правительство наградило исполнителя роли Холмса - Василия Ливанова орденом Британской Империи. Он встречался с миссис Тэтчер в Москве. А рядом с Британским посольством в его честь как Шерлока Холмса (и в честь Виталия Соломина, сыгравшего доктора Ватсона) установлена скульптура.
`
Предыстория и история создания этого сериала, скажу я вам, просто захватывает, однако есть более квалифицированные люди, чем я, способные её поведать, для этого только и нужно - хорошенько порыскать с помощью Google. Я вам расскажу, почему я люблю эти серии. В них, конечно, проявляется какая-то особая русскость. Великосветские господа, вроде Генри Баскервиля, неизменно изображаются в духе декадентствующих капиталистических свиней, которые одеваются, как Мистер Монополия. Викторианский Лондон был воссоздан в Риге и поэтому имеет мало общего с Лондоном.
`
Некоторые места больше напоминают о русской литературе 19 века, чем виды Великобритании.
`
Есть в сериале что-то по-настоящему причудливое. Один из бандитов похож на Человека-волка. Есть ещё весьма странные моменты. Ватсон получает ногой в пах - и если этот кадр вас не покорит, тогда уже не знаю, что должно убедить вас посмотреть этот фильм.
`
Но, несмотря на всю эту немного выбивающуюся экзотику, сериал следует главному - Шерлоку Холмсу, оригинальным рассказам. В этом сериале Шерлок Холмс выглядит как Шерлок Холмс. А вот - Холмс и Ватсон.
`
А вот Холмс и Мориарти у Рейхенбахского водопада.
`
Постановщики не бояться играть с первоисточником. Это сериал: одиннадцать серий следуют друг за другом, и Холмс и Ватсон постепенно меняются, становясь старше, подходя, таким образом, к финальной серии. Первый фильм - довольно достоверная экранизация «Этюда в багровых тонах», здесь они решили сыграть на подозрениях Ватсона в отношении Холмса: доктор приходит к идее, что его сосед - король преступного мира. Это пилотная серия для ТВ, в которой Ватсон отлично проявляет себя, также как и Холмс, и, наконец, миссис Хадсон - у ней масса реприз (в этой версии она предстаёт милой старой леди, которая целиком и не без озорства погружена в дела Холмса, являясь при Холмсе кем-то вроде Альфреда при Бэтмане).
`
Однако что по-настоящему делает этот сериал таким удачным, так это, всё, что связано с главными героями. Холмс Ливанова предстаёт инстинктивно скрытным. Это Холмс с явной «сумашедшенкой», при этом он может проявить себя по полной. За событиями мы наблюдаем, как правило, глазами Ватсона - Соломин очень точно изображает человека, который с одной стороны, немного консервативен, с другой стороны, весьма умён и стопроцентно надёжен.
(…)
`
Вспоминается одно эссе, где речь шла о гендерной политике… (…)
`
До сих пор преобладала точка зрения, что если Ватсон и не испытывает никакого сексуального влечения к Холмсу, то, по крайне мере, он феминизирован. В сериале «Элементарно» поступили прямо, сделав из Ватсона женщину, а в версии Роберта Дауни-младшего, как вы знаете, на эту роль бросили красавчика Джуда Лоу. Ватсон теперь не «славный парень», а «славная девушка». Тут есть о чём поспорить.
`
Вернёмся обратно в Советский Союз, этот Ватсон, на мой взгляд, однозначно, не приставленный к Холмсу биограф, он вообще не взирает на Холмса снизу вверх. Перед нами, что характерно, отношения мужской дружбы. Холмсу, в самом деле, по душе Ватсон, и он не рассматривает своего друга исключительно в качестве тренажёра для своего остроумия.
`
Наверное, самый примечательный аспект сериала, - если убрать за скобки «Собаку Баскервилей», - состоит в том, что немалое число рассказов Конан Дойла здесь как бы вплетено в общую восхитительную канву. Одиннадцать серий представляют собой нечто вроде сокращённой версии Канона (холмсианы), при этом постановщики не без удовольствия что-то в них убирают или переставляют местами.
`
В финале происходит самое интересное. В последних сериях время действия перенесено в начало ХХ века, что заметно отличает их от предыдущих - неожиданно возникают автомобили и телефоны. Опять же, это прекрасно согласуется с рассказами. Мы привыкли видеть Холмса «викторианцем» в диккенсовском духе, жившим во времена умильных святочных картинок на коробках с шоколадом, газового освещения и работных домов. Конан Дойл умер ровно через полвека, один месяц и один день после Диккенса. Два поколения разделяют их.
`
В последних сериях Холмс выходит на пенсию, и сериал заканчивается подборкой сюжетов, почти сплошь состоящих из историй про иностранных агентов и секретные документы (рассказы «Второе пятно», «Чертежи Брюса-Партингтона», «Палец инженера» и «Его прощальный поклон»). В своих рассказах Конан Дойл обычно весьма деликатно обходился с вопросом, какая из иностранных держав замешана в том или ином деле, что давало читателю богатую пищу для подозрений. В фильме враг чётко обозначен - это Германия, кроме того, вся закулисная деятельность координируется. И события происходят не в каком-то неопределённом викторианском фэнтазиленде, а в 1914 году. Великий детектив дожил до начала Первой Мировой войны.
`
Это, конечно, та самая Первая Мировая война, которая выступила катализатором русской революции, и немецкой агрессии, против которой на великую битву придётся подняться Советскому Союзу (and German aggression that would prove to be the Soviet Union’s greatest struggle). Сериал заканчивается кинохроникой, в которой запечатлены флотилии крейсеров, уходящих в море. Это чрезвычайно эффектный финал, показывающий всё могущество Холмса, но и его же беспомощность перед надвигающимся апокалипсисом. Холмс - как и его аудитория - знает, что мировой войны не избежать, что его мир салонных ребусов уйдёт в историю, станет восприниматься как нечто причудливо-сказочное.
`
Найти сериал целиком не так уж сложно. Он есть на Амазоне, по крайней мере, в полузаконной форме. Это красиво, странно, увлекательно и достоверно созданная версия Шерлока Холмса.
`
----------------------------
! И ещё ссылка по смежной теме. Для тех, кто пропустил мою предыдущую запись:
Наиболее полный список советских фильмов и мультфильмов на «английскую» тему за 1970-е годы (экранизации, вольные фантазии и т.п.)
http://alek-morse.livejournal.com/69444.html `