Дэвид Макдауэлл наткнулся на советскую экранизациию романа Агаты Кристи случайно - посмотрел и восхитился. Кажется, это единственный советский фильм, на который автор написал отзыв. Во всяком случае, в его блоге, существующем много лет, других заметок о нашем кино я не обнаружил. Человек ведь не обязан публиковать рецензии на все просмотренные за жизнь фильмы (верю, что Дэвид смотрел что-нибудь ещё из советской классики, не только «Броненосца Потёмкина»). Однако фильм режиссёра Станислава Говорухина «Десять негритят» его заставил, сподвиг…
Вновь не могу не подивиться пробивной силе той части советского кинематографа, на которую начальники Госкино, да, в общем, и официальные советские кинокритики, не возлагали особых надежд, когда посылали наши фильмы на заграничные смотры и продавали зарубежной аудитории. Чем может удивить и порадовать русский режиссёр, экранизирующий заморскую островитянку Агату Кристи? Чай, не экранизация своего родного Толстого, Достоевского, Чехова...
Понятен интерес советских зрителей к западной экзотике и английскому детективу. Более 30 миллионов купленных билетов за год проката - предпоследний кинорекорд СССР, если верить статистике (дальше - фатальная реформа индустрии кино, прокатной системы и страны). Но что может найти для себя в этом фильме иностранный зритель, пресыщенный беллетристикой - дешёвой или изысканной, всякой, на разные вкусы? Одних только экранизаций «Десяти негритят» (ах, простите, друзья мои, за не толерантное название романа «И никого не стало») наберётся с пяток - и две первые считаются киноклассикой.
.
Дэвид Макдауэлл к моменту встречи с фильмом Говорухина, судя по всему, уже сочинял пьесы, был
практикующим драматургом, предпочитал тему мистики, тайны и детектива, значит, интересовался устройством авантюрного жанра, так сказать, изнутри. Возможно, в его отзыве нет детального разбора сцен и действующих лиц, но схвачено основное впечатление, пружина того, как советский фильм работает, на что опирается, какие вопросы будит.
Кстати, должен предупредить о наличии в тексте откровенных спойлеров… Вдруг вы ещё не смотрели «Десять негритят».
.
И небольшое замечание в сторону. Штрих к портрету американского рецензента. Время от времени он пишет о театральных спектаклях. В марте 2024 года он смотрел «Отечество» (“Fatherland”) - пьесу на актуальную тему, о штурме Капитолия 6 января 2021 года в Вашингтоне. Если быть точным, эта инсценировка реального судебного процесса, обвиняемым по которому был один из тех, кто штурмовал цитадель демократии, а свидетелем обвинения выступал его сын, настучавший на отца спецслужбам. Тем, кто заинтересовался - даю ещё и эту
ссылку на рецензию театрального спектакля.
.
Лёгкая и убийственная картина
Их взгляд на наше кино
автор: Дэвид Макдауэлл Блю (David MacDowell Blue) - драматург, писатель, театральный критик, киноман, автор книги «Крылья Дракулы» / Лос-Анджелес, США - август 2010 г.
ссылка на английский текст -
http://zahirblue.blogspot.com/2010/08/russian-ten-little-indians-review.html.
На прошлой неделе я наткнулся на это маленькое сокровище на YouTube и был очень впечатлен. Найти его где-нибудь ещё, вероятно, будет непросто, но сейчас, по крайней мере, каждый может посмотреть его онлайн.
Для тех, кто не знает, «Десять маленьких индейцев, или И не осталось никого» - одно из самых известных и часто экранизируемых художественных произведений Агаты Кристи. С годами название претерпело некоторые изменения, что говорит о том, что некоторые вещи изменились к лучшему. Совершенно случайно я наткнулся на русскую версию этой истории, снятую в 1987 году. Это лёгкая и, безусловно, лучшая версия, к тому же самая достоверная.
Сюжет достаточно прост (нередко такова отличительная черта сложных тем). Десять незнакомцев приглашены в особняк на отдаленном острове у побережья Англии. Некоторые из них наняты в качестве прислуги, но ещё ни разу не встречались со своим работодателем. Других гостей пригласили друзья, как правило, через посредников. (…).
Читать на Дзене