Отныне мой текст о фильме Карена Шахназарова "Хитровка. Знак четырёх", опубликованный в октябрьском номере журнала "Урал", можно прочесть в Журнальном зале:
https://magazines.gorky.media/ural/2023/10/i-konan-dojla-nashego-s-hitrovki-ponesut.html.
Текст в "Урале" вышел с некоторыми сокращениями, а более полную авторскую версию (да ещё с картинками) - в моём Дзен-канале.
.
И Конан Дойла нашего с Хитровки понесут
Сыщики в стиле ретро
Александр СЕДОВ (с) эссе / октябрь 2023 г.
.
Накануне 164-го дня рождения рыцаря детективного жанра А. Конан Дойла в российский кинопрокат вышел фильм с манящим всех фанатов Шерлока Холмса подзаголовком «Знак четырёх». Фильм отечественный, с сюжетом, выстроенным на русском материале начала ХХ века. Однако ещё задолго до премьеры режиссёр К. Шахназаров особо не скрывал, что в картину привнесены мотивы из повести знаменитого английского писателя. Рекламные ролики вбрасывали в зрителя индусскую экзотику, отравленные дротики, погоню на паровых катерах, перестрелки, поножовщину и отчаянные драки. И всё это в закоулках, подвалах и окрестностях Хитровки, районе с повышенной криминогенной опасностью дореволюционной Москвы.
.
Сомнения терзали даже самых преданных поклонников режиссёра. Что получится, если смешать нижегородское с французским? Вернее старомосковское с английским, ведь полное название фильма звучало так: «Хитровка. Знак четырёх». Вишенкой на торте было присутствие в сюжете двух исторических персон в качестве главных героев - журналиста и краеведа Владимира Алексеевича Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи», и театрального реформатора, режиссёра и актёра Константина Сергеевича Станиславского (да, того самого). Мало того, что сюжет сводил их вместе в лабиринтах социального дна, так ещё по воле авторов фильма, им даровалось право явить себя в роли сыщиков-любителей. Чего, если верить официальным биографиям этих господ, в действительности не было.
.
В Станиславском, как правило, видят убелённого сединами патриарха сценического искусства. С назиданием глядит он сквозь пенсне на студентов с портретов в театральных училищах всего мира. И вдруг - смертельный номер! Реформатор театра запрыгивает внутрь детектива - озорным и молодым Константином Сергеевичем. (...) .
Читать на Дзене