В 1978-1979 годах на Литовской киностудии была предпринята дерзкая попытка экранизировать детективные рассказы английского писателя Гиберта Кийта Честертона. Главным положительным героем выходил католический священник отец Браун - причём по заказу Гостелерадио СССР. Не правда ли, есть здесь какой-то фокус?
.
Разглядывая «Лицо на мишени»
О советской экранизации рассказов Честертона
Александр СЕДОВ (с) эссе / июль 2021 г.
.
1 часть. Отец Браун и ослиная голова
.
А начиналась советская экранизация так…
.
Всё смешалось в Британской империи в начале ХХ века.
.
Летит в пропасть чёрный автомобиль, делает в воздухе эффектное сальто-мортале, вспыхивает огнём и разламывается на куски…
.
Тело выпавшего водителя на речном откосе обнаруживают двое - молодой журналист по имени Гарольд Марч и рыболов-любитель Хорн Фишер. Лучшее до чего они додумываются - позвать к умирающему священника. Секунду назад груда металла была машиной влиятельного олигарха. Англия не будет прежней…
.
Место автокатастрофы навещает его преподобие отец Браун. На фоне песка священник кажется размашистой чернильной кляксой. С головы до пят - в чёрном, в шляпе с большими загнутыми полями, шагает, помахивая зонтиком. Точь-в-точь картинка со страниц честертоновских рассказов. Если бы не одно «но». Изменена каноническая внешность героя. Вместо малорослого католического священника, неприметного в толпе, перед зрителями - корпулентный бородатый детина, смахивающий на кузница с соседнего хутора, зачем-то переодетый в сутану. Не станет этакий силач-бородач лепетать перед воришкой: «Я слаб в коленках…»
.
Тут же брошена тень на его гуманизм. Вызванный к умирающему отец Браун даже не думает посылать за врачом. Немного не по себе оттого, с какой беспечностью он запрыгивает на телегу и, побалтывая ножками, сопровождает обречённую жертву в замок. С этого момента закрадывается подозрение, что нам преподнесут Честертона с примесью Кафки.
.
В зависимости от убеждений, вы можете подверстать фильм «Лицо на мишени» (1979) под одну из возможных интерпретаций:
.
Если вы ценитель лёгкого чтива и приключенческого кино, то, скорее всего, расцените эту ленту как замысловатый детектив на фоне типично европейских красот - усадебного парка и старинного замка. Джентльмены в цилиндрах и смокингах - прилагаются. Тем более что советский кинематограф подобные картины уже выпускал. Например, «Смерть под парусом» (1976) по роману Ч. П. Сноу.
.
Поборник левых взглядов узрит в «Лице на мишени» антибуржуазный пафос, направленный против олигархии и плутократии. Не английский король, не глава его правительства и не парламент вершат политику государства и решают быть ли войне, а собравшийся в замке тайный клуб рыболовов (читай - масонов), в котором премьер-министр отнюдь не главный человек - цепенеет от одной мысли о собранном на него компромате. Такого рода картины-разоблачения не раз появлялись на советских студиях. Например, телефильм «Вся королевская рать» (1971) по роману Роберта Уоррена.
.
Кинокритики на фильм не обратили внимания ни до, ни после. Не думаю, что желая замолчать крамольную ленту - фильм благополучно вышел (хотя и не по первой общесоюзной программе). А заговор молчания длится по сей день, и редкие упоминания «Лица на мишени» встречаются только на киносайтах - в фильмографиях снимавшихся там актёров. Причина забвения кажется мне банальной, но и без парадоксов не обошлось..
Читать на Яндекс-дзен