Это второй фрагмент
статьи доктора наук Изабель де Кегель о сериале «Семнадцать мгновениях весны».
Первый фрагмент вызвал много споров и лавину комментариев. Немало читателей, в частности, возмутились самим фактом сравнения Штирлица и Джеймса Бонда, хотя, мне казалось, автор решил это сравнение в пользу советского разведчика (правда, с оговорками). На мой взгляд, подобное сравнение вполне законно и вдобавок не лишено смысла - вспомним, сколько раз мы готовы сопоставлять Голливуд и советский кинематограф. В данном случае речь шла о самых популярных киногероях, действующих в разведывательных или подрывных целях в интересах своей страны на вражеской территории. Другой вопрос, что разница художественных миров, в которых действуют оба героя, непреодолимо велика.
.
Второй фрагмент рискует вызвать не меньшие дискуссии. Не стану забегать вперёд и раскрывать потенциальные «точки кипения». Замечу только, что немецкая исследовательница работает в поле западной гуманитарной науки, где в отношении советского периода выработаны собственные подходы (порой весьма избирательные), свой круг сюжетов и даже риторика, стиль исследования. Наш читатель, возможно, увидит в этом моменты идеологической предвзятости. Кроме того, не следует сбрасывать со счётов то, что западный исследователь зачастую опирается на англоязычные работы тех или иных бывших наших соотечественников, удачно вписавшихся в научную мысль на Западе и сделавших там карьеру. Поэтому неизбежно на первый план выходит разного рода «диссидентство» и «подрывной элемент».
.
Справка об авторе статьи:
Изабель де Кегель - преподаватель истории в Школе Исаака Ньютона в Берлине. Тема её докторской диссертации посвящена переоценке досоветской истории в новой России (опубликована в 2006 году). Автор работы «Государственная символика новой России» (2008). Статьи о постсоветских дискурсах идентичности, современной визуальной культуре и визуальных репрезентациях работы и потребления в СССР и Восточной Германии (1953-1964). Ее научные интересы сосредоточены на культуре памяти, дискурсах идентичности и визуальной культуре в Советском Союзе, новой России и ГДР.
.
2. Причины популярности сериала
Изучая «Семнадцать мгновений»
автор - Изабель де Кегель (Isabelle de Keghel);
фрагмент статьи «Семнадцать мгновений весны» - сериал про советского Джеймса Бонда? Официальный дискурс, фольклор и Холодная война в период позднего социализма», 2018
(Seventeen Moments of Spring, a Soviet James Bond Series? Official Discourse, Folklore, and Cold War Culture in Late Socialism)
ссылка на источник .
Какие факторы способствовали легендарному успеху «Семнадцати мгновений», - успеху, который пришел совершенно неожиданно для его создателей, и в частности для режиссера Лиозновой? Я рассмотрю несколько гипотез, выдвинутых в более ранних исследованиях.
.
Амбивалентность персонажей «Семнадцати мгновений» оказалась поистине сенсационной. Фильм отличается от более ранних фильмов про Вторую мировую войну тем, что показал немцев как очень умных врагов и сложных персонажей. Особенно Мюллер, глава гестапо, почти ничем не отличался от обычного начальника полиции. Нацисты из числа главных героев ещё более усложнились как персонажи благодаря тому, что их сыграли актеры, которые в более ранних, знаменитых «оттепельных» фильмах воплощали искренних героев, тем самым заработав зрительское уважение. Штирлиц как привлекательный образ многогранен и противоречив. Хотя он и выглядит как представитель беззаконного нацистского государства, фактически он борется за «правую», советскую сторону. По этой причине Липовецкий правильно назвал его «мощным архетипом» дихотомии «nash / nenash», соединяющим элементы «мы» и «они».
.
Это необычайно положительный кинематографический образ высокопоставленных членов СС привёл к неожиданному следствию: в 1970-х и 1980-х годах в СССР возникли многочисленные тайные «фашистские организации», члены которых скорее были очарованы внешним антуражем нацистов, нежели национал-социалистической идеологией. КГБ считал их относительно безвредными. В начале 1980-х годов две молодёжные группы в украинском городе Днепропетровске были квалифицированы КГБ как «фашистские» в ходе анти-рок-кампании. Подоплёка стала ясна после ареста: на допросе они показали, что были вдохновлены в сериале «образами «чистых, умных и цивилизованных» нацистских офицеров», вот почему они пытались имитировать их форму и поведение»..
полностью на Яндекс-дзен