Адаптация человека к детективу

Sep 28, 2019 03:49



Адаптация человека к детективу
Заметки с лекции
Александр СЕДОВ (с) по поводу / сентябрь 2019 г.
 .
В Библиотечном центре «Екатеринбург» 27 сентября прошёл День детектива. Назывался он - «Овсянка, сэр!», как легко догадаться, с намёком на один знаменитый фильм. Мимо такого события я пройти не мог, тем более что одним из пунктов этого осеннего дня значилась лекция культуролога Анастасии Дзех «Адаптация жанра детектива в кино».
 .
На первом этаже, больше напоминающем клуб «Диоген», чем зал библиотеки, была подготовлена экспозиция детективной литературы: стояли и возлежали пухлые томики Конан Дойла, Агаты Кристи и прочих корифеев жанра. Удобные кожаные кресла обещали уютное чтение.
 .
На втором этаже посетителей ждал сюрприз из мира криминальной драмы - огороженное полицейской лентой место преступления с аккуратно обрисованными на полу контурами жертвы. Судя по положению тела, жертва пыталась покинуть библиотечный центр, но ей этого не позволили… Однако нет худа без добра: праздные гости получили шанс зайти за ограждение и на этом фоне сделать селфи.
 .
Затем всех гостей пригласили в небольшой конференц-зал на лекцию. Всех оказалось не так много, как можно было ожидать, несмотря на заманчивую тему: человек десять. Вероятно, сказалось почти полное отсутствие рекламы. Между тем и лекция и последовавшее за этим обсуждением были довольно интересными, а временами полемичными (не частое явление на публичных лекциях).
 .
Как человек, который давно интересуется миром детективных экранизаций, я гадал, какой же подход в освещении заявленного предмета изберёт Анастасия Дзех. Варианты напрашивались разные, и я предположил, что главной осью лекции «Адаптация жанра детектива в кино» станет история экранизаций - основные вехи, эволюция киножанра и поджанры-ответвления. (На своей предыдущей лекции «Куда катится мир: современный кинопроцесс, тенденции и особенности» Анастасия говорила о нынешнем положении дел как об итоге развития истории кино за последние двадцать пять лет.)
 .



.
«Детектив - не мой любимый жанр», - сходу заявила Анастасия. И я вспомнил, что те же слова любит повторять в интервью режиссёр И. Масленников, создатель советского сериала о Шерлоке Холмсе. Такое вступление обнадёжило. Содержательный разговор начался с нулевой точки отсчёта, с упоминания первого в истории литературы детективного рассказа «Убийство на улице Морг», написанного Эдгаром Алланом По в 1841 году. Несколько слов было посвящено сыщику Огюсту Дюпену как романтическому типу героя, склонному к уединению, страдающего социопатией и обладающего сверхспособностью - необычайным даром логического мышления. Далее разговор свернул с исторических рельсов и двинулся по пути адаптации этого типа героя в кино на примерах. Внимание сосредоточилось на образе канонического сыщика - Шерлока Холмса в разных киновоплощениях: сначала внимания удостоился советский ленфильмовский вариант, затем фильм Гая Ричи с Дауни-младшем и, наконец, образ, созданный Камбербэтчем в сериале Би-Би-Си. Лекция то и дело иллюстрировалась фрагментами из фильмов, и что особенно приятно первым на экране появился Холмс-Ливанов, та сцена, в которой сыщик изучает карманные часы доктора Ватсона и заключает по ним о характере предыдущего владельца. Завершили лекцию отрывки из сериалов «Менталист» и «Настоящий детектив».
.


.


.
Время пролетело незаметно, однако охваченными оказались всего несколько примеров из необъятной темы «Адаптация жанра детектива в кино». На это я сделал осторожное замечание, что мы не выяснили причастность мисс Марпл к типу «уединённого социопата и гения».  Вездесущая старушка более чем кто-либо ещё вовлечена в жизнь общества и социопатом её точно не назвать. Комиссара Мегрэ также не записать в социопаты и гении. Одним словом, я обратил внимание на то, что одной моделью сыщика детективный жанр не исчерпывается. А ведь нам хорошо известные телесериалы, в которых расследование ведут не только не гении, но даже не отмеченные никакой инаковостью инспектора (из российских - «Тайны следствия», «Менты» и проч.), то есть самые обыкновенные люди.
 .
Из лекции также следовало, что кинематограф с развитием своего языка, технических и выразительных средств, всё оригинальней и интересней подходит к адаптации детективной литературы. Если, - как утверждала Анастасия Дзех, - в советском кино-Холмсе зрители видят скупое действие и схематичный сюжет, во время просмотра которого зрителей тянет ко сну, то в следующих примерах, с Дауни-младшем и Камбербэтчем, зрителей радуют многочисленные флэшбэки и флэшфорвады - проигрывание воспоминаний и иллюстрации прогностических возможностей сыщика, которые визуализируют его мыслительный процесс, прежде недоступный нам в литературе, и в ленфильмовской экранизации тоже.
 .
Данный художественный прогресс я поставил под сомнение, заметив, что лично меня, напротив, тянет ко сну за просмотром Чертогов разума, в которые регулярно уносится Шерлок в исполнении Камбербэтча - утомляет излишняя, неоправданная насыщенность информации и клиповый монтаж. Мне скучно всё это смотреть. В ответ Анастасия Дзех заявила, что, по всей видимости, в наших предпочтениях сказывается разница поколений (в двенадцать лет, как я выяснил потом). И добавила, что учёные не так давно доказали, что клиповая эстетика - естественное в современных условиях явление, отражающее современный мир информационных потоков, когда параллельная работа с несколькими источниками информации - обычное дело. С этим я спорить не стал, но при этом подумал, что зрители не обязаны любить идущие в обществе процессы, и что вместо любви процессы иногда заслуживают критического к себе отношения. В любом фильме, ещё подумал я, главное - человек, и куда интересней следить за человеческим общением наивного доктора Ватсона и хитроумного Холмса, чем за абстрактным видеорядом, иллюстрирующим работу нейронов коры головного мозга. Но вслух этого говорить не стал - не хотел показаться по-стариковски запальчивым и перетянуть всё внимание на себя.
 .

opinion, russian holmes, ekaterinburg, russian sherlock holmes, кино, movie, livanov

Previous post Next post
Up