Бесхозная эстетика

Sep 16, 2019 04:09



Бесхозная эстетика
Школа хорошего вкуса
Александр СЕДОВ (с) заметки по поводу / сентябрь 2019 г.
 .
Накануне 1 сентября в Екатеринбурге, говоря репортёрским жаргоном, случился инфоповод. Никого не убили, не зарезали, не переехали современное искусство асфальтовым катком. Скорее наоборот, искусство переехало в отремонтированную 106 школу. Событие для одних стало радостно-ожидаемым, для других - скандальным, торжеством дурновкусия. Крупный предприниматель Андрей Симановский пожертвовал на ремонт родной школы шальные деньги и превратил руками архитекторов и строительных подрядчиков казённые интерьеры среднего учебного заведения в дворцовые палаты «в стиле Людовика XVI». Золочёные санузлы и зеркальные стены с прихотливыми завитушками в школьных коридорах поразили даже видавших виды любителей отдыха в курортной Анталии. Фотографии и видео перестроенных интерьеров разлетелись по интернету, и всякий блогер, желавший высказаться по этому поводу, отметился либо лайком, либо репликой, либо полноценным текстом. Молчали только эксперты по эстетике, если понимать их в самом узком смысле слова - преподаватели и доктора наук этой академической дисциплины. Как выпускник соответствующей кафедры философского факультета я их хорошо понимаю - я и сам в некотором роде оказался застигнут врасплох.
 .
Проблема высказывания здесь кроется в том, что специалисту по эстетике сегодня не на что опереться. С одной стороны, ситуация принуждает говорить в понятиях «хорошего вкуса» и «нормы», «должного» и «образца», но сама система этих категорий постмодернизмом давно дискредитирована, осмеяна, в лучшем смысле - размыта и полна неопределённости. Рассуждать в модусе «школа с эстетической точки зрения должна выглядеть так и так» - значит быть слишком оценочно-категоричным, то есть отвергать плюрализм мнений, а это чревато диктатом и проявлением тоталитарного мышления, что недопустимо. При таком положении у маргинальных исследований оказывается больше шансов на внимание в кругу специалистов по эстетике. Научный доклад под названием «Притяжение советской трухляшечки, или Ностальгия second-hand», посвящённый поджогу заброшенных деревень как акту современного искусства, смотрится законнее, чем попытки сформулировать эстетическую норму.
.


.
В итоге всех волнующий вопрос о взаимодействии общества и искусства отдаётся на откуп тех, кто даёт на искусство деньги. Разумеется, в таких случаях поднимется волна широкого обсуждения в интернете. Проблема немедленно политизируется, потому что, во-первых, в разговор вступают политологи, а, во-вторых, потому что политика теперь едва ли не единственная сфера общественного внимания, в которой постмодернизм не отменил энергию правоты, категоричную, но свою собственную у каждого. Разговор быстро скатывается в перепалку в стиле «надзирать и наказывать».
 .
Так что же екатеринбургская 106-я школа? Как быть с ней и с проведённым ремонтом? По-видимому, никак. На данном этапе исторического развития. В ситуации теоретической неопределённости побеждает практика. Логика дарёного коня, которому в зубы не смотрят, устраивает всех участников, принимающих решения - городскую власть, школу, мецената-предпринимателя. В конце концов, и сами родители (не знаю, правда, в большинстве ли) согласны в новом учебном году привести своих детей в школу-дворец в стиле «цыганского барокко» (как кто-то едко выразился в интернете). Единственные хоть сколько-нибудь законные возражения могут возникнуть у ведомств, надзирающих за санитарным состоянием школьных учреждений - они ведь следят не только за тем, протекает ли крыша, засорилась ли канализация, и как там с эпидемиологическим состоянием кухни. Они должны замерять и степень психологического комфорта учеников, пребывающих много часов подряд в том или ином помещении. Помнится, была когда-то такая специальная дисциплина - эстетика производственных помещений. Да, школа это тоже производство…
.


.
Полагаю, никто не будет спорить с тем, что однообразие казённых пространств - вещь не очень хорошая и не очень приятная, что следует приветствовать и поощрять индивидуальность в оформлении учебных заведений (в согласии с родителями учеников, конечно). Но в какой точке эстетические изыски становятся выпендрёжом? Кажется, всё просто - не утверди районный чиновник предлагаемый меценатом проект, и проект вернётся на доработку. Но чиновник - не специалист по эстетике, он должен опираться на экспертное мнение квалифицированного специалиста. А специалист в растерянности, теоретическая почва под ногами его зыбка, а соображения практического свойства перевешивают все зыбкие теории.
 .
И тогда я открываю книгу, которой ровно полвека - «Эстетику» Юрия Борева, и на странице 336 читаю главу 14 под названием «Промышленное искусство»:
 .
«Промышленное искусство - весь предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. (…) Вторжение художника в производство охватывает все его сферы…, - стало быть, и интерьеры школы охватывает. - Поиски полезности и удобства формы смыкаются с поисками её выразительности и красоты».
 .
И далее:
 .
«Художник-конструктор создаёт такие продукты и орудия труда, которые сами, как указывал Маркс, получают способность «по-человечески относиться к человеку», т.е. обладают и эстетической ценностью. Пользуясь же этими вещами, человек как бы созерцает самого себя в созданном им мире, что доставляет ему глубокое эстетическое наслаждение» (Ю. Бореев. Эстетика. М., 1969).
 .
Осталось разобраться с тем, что же такое красота?
.
--------------------------------------
Ссылки по теме:
Анна Русанова. "Миллионер из трущоб" слелал царский ремонт в школе...
Видео-репортаж
Репортаж на Е1

opinion, ekaterinburg, problem, link, высокое искусство

Previous post Next post
Up