Салют - всем
Несколько слов о современных фильмах на тему советских 1970-х
Александр СЕДОВ (с) эссе / февраль 2019 г.
.
В последние годы стала заметна тенденция снимать и выпускать в прокат отечественные фильмы той категории, которые в советское время именовали зрительским кино (в пику авторскому) и которые ещё называют коммерческим кинематографом. Нередко это фильмы, которые соединяют острый сюжет и драму. Среди лидеров данного направления можно назвать: «Экипаж», «Ледокол», «Время первых», «Салют-7», «Движение вверх». Ещё раньше были «Метро» и «Легенда номер 17».
.
Легко заметить, что ещё помимо крупных бюджетов объединяет перечисленные картины - все они укладываются в представление о советском «киномейнстриме» 1970-1980-х годов. Все они посвящены экстремальным ситуациям, в которые попадает герой и в которых этот герой, а, вернее, группа героев, а ещё точнее коллектив (экипаж или спортивная команда) подвергаются нешуточным испытаниям. Бывает, что на грани жизни и смерти. Чаще всего это аварии и крушения, иногда - международные соревнования (спортивные, как в «Легенде номер 17» и в «Движении вверх»). Но и аварии нередко несут элемент международного соперничества, как, например, в фильмах на тему космической гонки - «Время первых» и «Салют-7». Иногда международное соперничество накладывается на ситуацию совершенно неспортивную и не соревновательную - как в «Ледоколе», разве что участником своеобразного состязания можно назвать огромный айсберг, перегородивший путь кораблю и уважительно прозванный членами ледокольного экипажа Семён Семёнычем.
.
Некоторые из фильмов недвусмысленно апеллируют к советским картинам-прототипам, а «Экипаж» прямо заимствует название прославленного кинохита 1979 года. Зрители и критики нередко говорили о новом «Экипаже» как о римейке старого, настолько оказались похожи их сюжетные лекала. Понятно, что так получилось не случайно, что на это у продюсеров был твёрдый расчёт - попасть в яблочко зрительских ожиданий. Ожиданий, проверенных временем и закреплённых культурной памятью.
Думается, массовый зритель не в обиде за столь откровенный реверанс в сторону кино эпохи «застоя», времени «золотого века» нашего кинематографа - судя по устоявшимся вкусам аудитории. А ряд фильмов так просто оказались посвящены тем временам - «длинным семидесятым», границу которых принято отодвигать до 1985 года....
полностью читать на Яндекс-дзен