Лёгкое дыхание «Пиковой дамы»
Проза на экране
Александр СЕДОВ (с) эссе / январь 2019 г.
1.
Между фильмами «Собака Баскервилей» (1981) и «Сокровища Агры» (1983) Игорь Масленников экранизировал повесть Александра Пушкина «Пиковая дама». По словам режиссёра, он старался бережно донести до зрителя изначальный смысл литературного произведения. Одноимённая опера Чайковского, к сожалению, на многие годы заслонила первоисточник, исказив характеры, мотивировки и даже имена героев. Быть верным оригиналу, - такую задачу провозгласил для себя Масленников.
Фанаты советской кино-Холмсианы обнаружат в экранизации «Пиковой дамы» знакомые лица актёров: Алла Демидова (Лора Лайонс в «Собаке Баскервилей») выступит от имени автора, она появится в кадре в образе рассказчика. Виктор Проскурин (братья Тадеуш и Бартоломью Шолто в «Сокровищах Агры») исполнит главную роль - обрусевшего немца, офицера по фамилии Германн. Он попытается выведать тайну трёх карт, будто бы способных принести невероятный выигрыш. Виталий Соломин (известный ещё как доктор Ватсон) расскажет Германну о том, что этой тайной владеет его престарелая бабушка. Иннокентий Смоктуновский (премьер-министр Лорд Беллинджер в фильме «ХХ век начинается») ловко раздаст карты… Разумеется, в фильме «Пиковая дама» эти герои являются поданными русского царя Николая I, а не английской королевы Виктории.
События повести происходят в первой трети 19 века - стало быть, на экране сюртуки, фраки, мундиры и платья по моде того времени. Прекрасный зимний Санкт-Петербург тоже один из главных героев повести. Режиссёр помнит и об этом.
Если вы цените неспешные литературные экранизации, тонкие психологические портреты, интригующий сюжет, этот фильм точно предназначен для вас.
2.
Эту аннотацию я сочинил (и перевёл) для англоязычных друзей, увлечённых фильмами о Шерлоке Холмсе. Не знаю, сильно ли их захватит моя реклама … Но вот меня фильм «Пиковая дама» захватил ещё в детстве, хотя нет в нём ни перестрелок, ни отчаянных погонь, ни безумных спецэффектов. Фильм камерный и ясный, как зимний полдень. Всё лишнее в нём удалено. С одной стороны, свою роль сыграл ограниченный бюджет - Масленников утверждает, что экранизация несколько лет числилась в долгостроях, и он вынужден был спасать ситуацию, взяв кинопроект из рук другого, отчаявшегося режиссёра. В организации съёмок и проектировании декораций пришлось идти на уловки и хитрости (которых зритель, как правило, не замечает), чтобы удешевить производство. И всё же не одной производственной необходимостью, на мой взгляд, объясняется та подкупающая лаконичность, с какой снята эта картина. (...) читать полностью на Яндекс-Дзен