Sep 28, 2011 16:25
Иудаизм известен своей слабой иерархичностью. Так же, как трудно сформулировать какой-нибудь еврейский символ веры, так же трудно указать еврею авторитеты. Это, естественно, не значит, что подобных попыток не было: всю дорогу пытаются сформулировать, во что еврею надо верить и кого слушаться, да все как-то без толку. Еврей норовит быть сам себе раввином, а уж раввин - сам себе законадателем. В этом много приятного, но в этом есть и тяжелая проблема. Такое положение постоянно приводит ко все большему ужесточению галахических норм, просто потому, что нет (почти что нет) такой инстанции, которая могла бы положительно разрешить сомнительный случай. Зато устрожить всегда можно, это дело нехитрое.
Поскольку речь идет о поведении людей на протяжении поколений, меняющиеся нормы не слишком бросаются в глаза. Так же, как средневековый комментатор трактовал действия царя Давида в соответствии с ашкеназской галахой эпохи тосафистов, так же и сегодня традиция воспринимает себя сегодняшнюю как норму на все времена. Да и кто вспомнит, как там делали прадеды? Разве что на старых фотографиях бросится в глаза странность типа девочек без чулок и с короткими рукавами, что для нынешних уже выглядит нескромно. В основном же обычаи старины не оставляют материальных свидетельств.
Зато иногда до наших дней дошли старинные свитки. Вот они иной раз производят своеобразное впечатление. Если спросить нынешних галахических экспертов, они сочтут такой список некошерным. Он может не соответствовать современным строгим нормам, в нем может быть нестандартное число строк, непозволительно длинные буквы или сомнительно закрученные варианты. Забавно же то, что этими свитками пользовались почтенные общины за века до нас. Недавно видел такую Тору, судя по всему, четырнадцатого века, впечатляет.
Книжная тема близка и сегодняшнему дню. Нынче вечером наступает 5772 год и, по словам рабби Круспедая, на небесах открываются три книги: законченных грешников, совершенных праведников и прочих нас. В первых двух все понятно: либо «долой», либо «ура». А в третьей все записи нескучные, все особенные. Пусть же у всех нас там будет много-много хорошего.
еврейские рукописи,
иудаизм