Начало XVI века - эпоха расцвета еврейского книгопечатания, в это время Даниил Бомберг, христианин из Антверпена, создает мощную типографию в Венеции, знаменитую полным изданием Вавилонского Талмуда, сама пагинация которого становится традиционной для последующих поколений.
В числе публикаций Бомберга есть и интересный молитвенник византийского извода (סדור תפלות השנה למנהג קהלות רומניא) под редакцией Авраама Йерушалми (
оцифрован). Венеция имела большое влияние на балканское побережье Адриатики, ей также принадлежал Крит и некоторые другие земли, где жили романиоты (византийские евреи), но, надо полагать, в первую очередь молитвенник предназначался евреям Стамбула и прочим османским подданным.
Из особо интересных мест в книге - это календарные объяснения Авраама Йерушалми, л. 452r (451 на djvu) и далее. Здесь он дает подробные таблицы для вычисления календарных новолуний, отстаивает мнение Маймонида насчет «старого новолуния» и допустимых дней недели для 1-го тишри, а еще строит таблицы для нахождения четвертей года (текуфот). Про эти таблицы он говорит следующее (л. 458r; 457 на djvu):
ודע כי הלוחות האלה הן מיוסדות על שרשי הלוחות החדשות של החכם אולובג אשר התבררה אמתתם אצלי ודיוקם בתכלית מה שאפשר על פי הכלי הגדול אשר עשיתי המחולק מדק לדק וקטרו קרוב לכ"ד זרתות ונתאמת אצלי על פיו שאין ראוי לסמוך על לוחות אחרות זולתן וזאת היתה הסבה המחייבת אותי לעשות הלוחות האלה כי בזולת זה כבר היה אפשר בנקל להגיע אל ידיעת רגע התקופה עם הלוחות שעשה החכם בעל הכנפי' אבל בראותי רוב רחקם מן האמת מצורף עם מיעוט ידיעת המעיינים בשימושם הוצרכתי לחדש לוחות אחרות מדוייקות ולהורות את הדרך ילכו בה בעזרת האל.
( Знай, что в основу этих таблиц положены новые таблицы мудреца Улугбека, истинность и точность которых выяснилась для меня, насколько лишь это было возможно с помощью большого инструмента, который я изготовил, с разделением на минуты, диаметром около 24 пядей, и установил я на основании этого, что не стоит доверяться другим таблицам помимо их, и это было причиной, заставившей меня составить эти таблицы, ибо иначе легко можно было бы узнавать момент начала сезона по таблицам, составленным автором «[Шести] крыльев», но видя там много отступлений от истины вкупе с недостаточным знакомством изучающих с их применением, я вынужден был составить другие таблицы, более точные, и объяснить, как пользоваться ими с Божьей помощью. )
Внук Тамерлана самаркандский султан Улугбек (XV в.) вошел в историю астрономии своим Гурганским зиджем, это те самые таблицы, которые здесь не устает нахваливать Авраам Йерушалми. Они действительно были самыми точными для своего времени, но в Европе были опубликованы лишь в середине XVII в. (уже после появления еще более точных расчетов Браге и Кеплера). Тем более интересно видеть, что в Италии и в начале XVI в. кто-то ценил таблицы Улугбека. Для Авраама Йерушалми, связанного с Османской империей не меньше, чем с Венецианской республикой, знакомство с работами самаркандцев не представляется неожиданным, ведь в Стамбуле в XV веке работал уроженец Самарканда Али Кушджи, ранее сотрудничавший с Улугбеком и написавший комментарий к Гурганскому зиджу.
Евреи и в «темном средневековье» были знамениты как посредники между латинским и арабским миром, но в эпоху Возрождения разнообразные интеллектуальные линии переплетаются особенно занятным образом.