Непричёсанные мысли о локусе

Feb 25, 2016 02:42

  На первый взгляд атеизм имеет больший потенциал в плане формирования внутреннего локуса контроля у личности, но только на первый. Казалось бы, нет ничего, более разумного, чем отнять  у человека веру в Высшие силы, на которые можно надеяться, и заставить его полагаться исключительно на себя. Но первое никак не гарантирует второго. Можно в детстве лишить человека веры в Бога, но диктатом воспитания сделать сугубо зависимым от родителей и дальше по цепочке от всех значимых других.  В семьях абьюзеров вырастают наименее защищённые и плохо социализированные дети.


«В ряде экспериментов было показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешенны,общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, стремление отложит реализацию своих намерений на неопределенный срок, подозрительность, агрессивность и конформизм.

      Похоже, что данная черта является даже не столько индивидуальной, сколько национальной особенностью. По крайней мере, об этом, казалось бы, свидетельствует широкомасштабное исследование, проведенное в начале 90-х гг. в ряде европейских стран. Им были охвачены десятки тысяч людей,населяющих страны Европейского экономического сообщества, а также восточноевропейские посткоммунистические государства. Оказалось, что для менталитета жителей ЕЭС гораздо более характерна тенденция опоры на свои силы, а для жителей Восточной Европы более выражена психологическая зависимость от внешних обстоятельств. Важно заметить, что такое же соотношение выявлено на территории объединенной Германии: западных немцев отличает большая вера в себя, тогда как жители недавно присоединенных восточных земель, будучи представителями того же народа, скорее тяготеют к восточноевропейскому менталитету. Это и понятно: образ жизни, который десятилетиями насаждают правители, не может не сказаться на мироощущении граждан.

В нашей стране такое исследование не проводилось, хотя его результаты нетрудно предсказать. Мы привыкли, что от воли отдельного человека зависит очень мало, и с трепетом ждем, как распорядятся нашей судьбой добрые и злые волшебники (которые на поверку оказываются совершенно неотличимы одни отдругих). Немудрено, что об этом по большей части повествуют и наши народные сказки. В них главный механизм развития сюжета - сказочное везение, которое позволяет героям схватить за хвост Жар птицу, выудить Золотую Рыбку и т.п. И там уже «по щучьему велению» начинаются чудеса, к совершению которых герою даже не требуется прилагать усилий. Пожалуй, наиболее колоритный сказочный образ - Скатерть самобранка. Веру в этот архетип мы впитываем с молоком матери и всю жизнь живем с надеждой однажды, как по волшебству, оказаться на кисельных берегах молочной реки. Правда, этому вечно мешают всякие Идолища Поганые, но всегда есть надежда, что явится сказочный богатырь и враз поотрубает драконьи головы. Вот тогда и заживем!» (Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.)

Действительно, похоже, что на территории посткоммунтстического пространства собрались люди со сходной кармой и установкой на снятие с себя ответственности за свою жизнь.
А если без шуток  подумать о связи данной статистики с атеистической идеологией, то получается, что подмена нравственных законов  христианства коммунистическими идеалами «свободы, равенства и братства» так и не дали людям опоры на свои силы. Во всяком случае, на практике. И смена капиталистического строя на социалистический, повлекшая за собой атеизм, не сделала государство более гуманистическим. На сегодняшний день прошло достаточно времени, чтобы можно  было это утверждать со всей ответственностью.

И это кажущаяся парадоксальность. Атеизм отнимает у человека высшую цель жизни и смысл, находящийся за гранью физического существования тела. Он отнимает у человека не только представление о своём высшем я, с которым каждый подсознательно стремиться отождествиться, как об «искре Бога», но и связь с Высшим, то есть с Богом/Создателем/Абсолютом. Человеку просто некуда расти, он упирается душой в потолок, и если этот потолок его устраивает ситуационно и материально, может прожить всю жизнь, так и не поняв, какой потенциал потерял.

Вера в высшие силы не отнимает у человека своих сил. Свои силы у человека отнимает представление о том, что человек ничтожен и не имеет права реализовать свою волю. Представление о том, что христианство - религия рабов, выросла на почве грубой адаптации изначального учения. Сейчас мы уже не сможем узнать доподлинно, было ли искажено Евангелие, где конкретно было искажено, и что из аутентичного не дошло до современной аудитории. Но в том, что дошло, есть утверждение Христа, что все люди - дети Божьи, и «то, что я смог, и вы сможете. И больше сможете».

Все поздние спекуляции из оперы «вы ничтожные рабы, не достойные того, сего, пятого, десятого» в корне противоречат словам Христа согласно Евангелия. Не трудно догадаться, кому это выгодно. Людям свойственно транслировать «высокодуховные истины» через фильтр своего сознания. Отсюда и убеждение атеистов, что религия лишает сил и уверенности в себе, сдвигая локус контроля во вне.
Религия - да, но не вера. Вера даёт прямой канал связи с теми самыми Высшими силами, приватизировать которые так стремятся религии всех мастей, а ещё сильнее, церковь как институт.

Как для ребёнка родители являются богами, и процесс взросления заключается в том, чтобы в итоге самому стать взрослым и начать самостоятельно определять и выстраивать свою жизнь, так же отношения с Высшими силами в идеале предполагают постепенное сознание, что все Высшие силы находятся внутри человека и могут быть реализованы ровно в том объёме, который сейчас ему нужен.
В идеале каждый человек может при должном упорстве найти и отстоять свой канал прямой связи с Богом. Но сделать это слишком трудно и больно, приходится преодолевать массу неоднозначных и трудных искушений,  посему многие бросают это дело и фанатеют в каком-либо религиозном эгрегоре, либо приобретают тёмный канал и млеют в иллюзии, что канал светлый.

Я не против церквей ни в коем разе. Я за автономию и свободу выбора каждого конкретного индивидуума  в рамках отдельной религии или вне её. В храм каждый приходит для личного разговора с Богом. Но конечной целью каждой церкви должна быть способность её прихожанина в один прекрасный момент уйти из психологической зависимости и перейти на «автономное  внеэгрегориальное общение» с Богом. Как с детьми. Так же, как не все родители в состоянии отпустить своих детей, так же точно сейчас церкви в целом преследуют цель, обратную психологической сепарации с прихожанами. Но это тоже одно из искушений, и один этапов пути ищущего человека - отделить мух от котлет, веру от религии, а внутри религии, найти те способы настройки на общение с Богом, которые не уведут в сторону.  Можно родиться в компании и умереть в компании, к Создателю каждый приходит поодиночке.

На этом пути разбираться придётся как с Тенью «Уничижение», так и с Тенью «Гордыня», и ещё с кучей более мелких «тараканов». Свободу никто не подарит, её можно только завоевать.
Можно ли стать независимым от института, читай, эгрегора церкви?  Об этом  Иисус тоже говорил, что настанет время и настаёт уже, когда поклоняться Богу будут не в том храме и не на той горе, а в Духе, и именно таких последователей ищет себе Бог. То есть если следовать букве даже канонических святых благовествований, вполне возможно получить связь со своим Высшим без посредников.

Поэтому, на мой взгляд, внутренний локус контроля у человека, имеющего веру в Высшее,  даёт наибольший потенциал по сравнению с атеистом, ведь идентификация со своим высшим я как частью внешнего Высшего становится внутренними силами, на которые можно опираться в повседневной жизни. Правда, на таком этапе вызревания жизнь перестаёт быть повседневной.

размышлизмы, психология

Previous post Next post
Up