Ал. Озерский «В чувашской столице» («Красная нива», №39 за 1926 г.)

Nov 21, 2024 14:08

На Волге, - на древних глиняных буграх и седых утёсах, поросших мхом и бурьяном - город.

Его имя написано на грязном кусочке полотна на одинокой, на Волжском плёсе, пристани.
- Чебоксары. Чубашкар. ЧАССР.

Что означает: Шубаш - чубаши. Кар - ограждение, укрепление.

Когда-то, в седую старину, в дни болгарского лихолетия, из Болгар пришли сюда на галчьи утёсы люди и с тех пор живут здесь, породнившись с выходцами из Мещерских лесов.

В город от пристани надо лезть по новенькой, недавно сколоченной лестнице, потом по въезду на бугор. С бугра же и начинается город древним соляным лабазом, монастырём, крохотными, но сытыми купеческими церквами.

От лабаза же идёт в гору главная, на десять саженей, улица.

В центре города пыльный, грязный, занавоженный чувашский базар, ярмарка, балаган, ярмарочные ворота. На воротах- «Херле-Хабхе», что означает, - красные ворота.

И днём, если воробьиным полётом, в пять минут перебежать город с севера на восток и забраться на галчий утёс, то будет видно, как городок, маленький, замусоренный церквами и колокольнями, сбился одноэтажными домиками к базару, к лощине шебутливой речушки Чебоксарки и под июльским солнцем и ветрами видно, как пылит город, возятся на базаре свиньи и, ожесточённо захлёбываясь ревностью бьются из-за красивых молодок храбрые чебоксарские петухи.

Древний город Чебоксары. И стоит тысячи лет на буграх и седых волжских утёсах, то разрастаясь, то хирея после обильных волжских пожаров.

Шли раньше к городу из тучных симбирских и чувашских полей бойкие тракты. Гнали по ним в Чебоксары лопатобородые купцы зерно, мочалу и грабили их в Присульских лесах лихие соловьи-разбойники. А по Волге везли в Чебоксары астраханские купцы соль и воблу. Потому ещё до войны так залабазился город и на соляных и хлебных гуртах выросли в городе хоромы купцов Астраханцевых, Ефимовых. Они же и настроили для маленького городка семнадцать церквей

Теперь Чебоксары - стольный город самой молодой из всех республик, Чувашской автономной ССР. Только два с небольшим года тому назад из автономной Чувашской области образовалась эта республика. Призванные к самоуправлению и строительству, чуваши энергично взялись за совстройку, восстановление хозяйства и за смену дедовских способов обработки земли традиционной сохой ага-пущ новыми способами - плугом, трактором. Два года упорной будничной кропотливой работы и деревня, старая зачумлённая чувашская деревня, глухая, как ночь, просыпается тяжело, но верно. И Наркомзем завален письмами из деревень и волостей, призывающими помочь провести землеустройство и перейти от трёхполки к пяти- и даже семиполью.

Мало земли в Чувашской республике. Население стеснено, скучено и на каждого едока годной пахотной земли приходится меньше, чем по полдесятины, а вместе с лугами по 0,86 десятины.

Нет земли, мало её и плохая земля. Потому с давних пор, с дедов, целые волости занимались кустарничеством, ткали кули, рогожу, готовили мочало, плели лапти, делали телеги, сани, колёса. До войны всех кустарей насчитывалось до 160.000 человек, из коих одни кулечнорогожники ежегодно производили кулей на 2.500.000 рублей. В революцию кустарные промысла значительно пали, но уже с 1925 года, с момента возникновения республики, в кустарных организациях, объединённых в сельсоюз, выработка продукции начинает упорно лезть вверх и уже в 1925 г. кулей и рогож было выработано на 700.000 р.

Известно, что испокон веков были чуваши язычниками. И их религия:
Сура - священная река в Шубашкарии, ибо её начало на юге, где-то в Хвалынских меловых горах, откуда пришли сюда чуваши.
Присульские леса, что на Суре, священны сугубо, ибо в их нетронутых заповедных целинах таятся всесильные духи: керебеть - бог жизни, пюлехси - бог счастья и есрель - бог смерти. А на лесных полянах каждой весной сходятся боги - тур (небо) и амше (земля), чтобы родить жизнь.

Жили чуваши раньше на Волге.
Просвещённая Елизавета Петровна, реформируя Россию, крестом и кровью загоняла чувашей в лоно православной церкви. Чуваши были тяжелы на подъём и напористы, как лесные кряжи. А чувашские кузнецы в деревнях научились тонко выковывать из доморощенной стали мечи. Ими орудуя, чуваши резали миссионеров, волостных писарей, бунтовались. А когда, после каждого бунта, гуляли по Волге карательные обжорные отряды, чуваши снимались с места и уходили в глубь дремучих Присульских лесов. И с тех пор они живут здесь на тощих кусочках земли, в маленьких и нищих деревнях, ковыряя землю ага-пущем и поклоняясь солнцу, древним пням и священным рощам. Но и там, лет шесть тому назад, родились комсомольские отряды, клубы, избы- читальни.

Пока в республике всего 815 школ, из коих 30 школ повышенного типа, 101 изба-читальня и до 200 красных уголков. Но это уже далеко не удовлетворяет культурной потребности чувашей и чуваши так же, как и о землеустройстве, шлют в Наркомпрос письма - дайте нам школ, дайте учителей, откройте клубы, избы-читальни. Но общий враг - нет средств.

И, как хороший конь, застрельщик этой стройки, подтягивается город Чебоксары.

Ещё совсем недавно в городе была единственная мощеная улица на пять шагов, и весной и осенью, говорят, в чебоксарской грязи тонули целые тройки.

Теперь не то. Булыжником и кирпичом монастырских стен и колоколен коммунальный отдел выложил почти все центральные улицы, а этими днями, за счёт тех же стен, производится укладка и городских тротуаров. В прошлом году в городе выстроено 8 двухэтажных домов для рабочих и служащих, в этом году недавно организованной жилкооперацией уже приступлено к постройке целого ряда новых домов.

Раньше в городе не было театра, зато много лабазов и мочальных сараев. Вот из одного мочального сарая город и смастерил себе хороший зимний театр, в котором зимою выступает хорошо сработанная чувашская труппа, а летом на гастроли приезжают москвичи. В городе есть школы второй ступени, педтехникум, совпартшкола, музыкальный техникум и школа театрального искусства.

Город живёт большой творческой жизнью в труде, в кропотливой будничной стройке новой жизни. Но всё же маленький город, населения всего 7.000,

чувашское

Previous post Next post
Up