Среди живописной природы Мещерского края, на высоком холме, окаймленном стройным сосновым бором и березовыми рощами, раскинулось село Чуфилово. Неузнаваемо изменился облик его за годы Советской власти. Над добротными колхозными домами высятся антенны телевизоров, ровными рядами тянутся телефонные столбы и опоры высоковольтной линии. Радует сердце безбрежное море золотистой ржи, цветные ковры клевера и изумруд разнотравья.
А в прошлом, до Октябрьской революции, Чуфилово - одно из заброшенных, забытых и нищих сел, каких немало было в Касимовском уезде Рязанской губернии. Здесь 2 января 1885 г. в бедной крестьянской семье родился Петр Ефимович Щетинкин - будущий герой гражданской войны.
Тяжелое, безрадостное детство выпало на долю Петра. Рано лишившись матери, он нанялся пасти скот в своем селе, познал всю тяжесть батрацкого, подневольного труда.
Старшая сестра, Прасковья Ефимовна, вынуждена была собирать милостыню, чтобы спасти младших братишек от голода. Из-за бедности лишь две зимы ходил Петр в местную школу.
Когда Петру исполнилось шестнадцать лет, отец взял его с собой в Москву плотничать. В Москве он был свидетелем революционных событий 1905 г.- вооруженного восстания на Красной Пресне.
Оно оставило в юноше глубокий след.
Осенью 1906 г. Петра отправили на военную службу в Сибирь. Через три года он уволился в запас в чине старшего унтер-офицера. Он уезжает в Ачинский уезд и работает плотником.
В 1914 г. началась первая мировая война. Щетинкина направляют в действующую армию. За храбрость и отвагу, проявленные в боях, его награждают четырьмя Георгиевскими крестами и тремя медалями (в том числе одной французской). Ему предоставили отпуск, и он уезжает в Ачинск, к семье. Здесь и застает его Октябрьская революция. Щетинкин приветствует революцию, переходит на ее сторону и посвящает свою жизнь борьбе за власть Советов.
В марте 1918 г. Петр Ефимович получает назначение на пост начальника уголовного розыска в городе Ачинске, он вступает в ряды партии большевиков.
В июне 1918 г., когда через Сибирь двигался чехословацкий корпус, Ачинский совдеп избирает Щетинкина членом военно-революционной тройки и командиром отряда красногвардейцев и военнопленных-интернационалистов.
Ачинск был захвачен мятежниками. Щетинкин вынужден был скрываться в Чулымской тайге.
Под видом плотника Еремина (фамилию Щетинкин Петр получил по прозвищу своего отца, отличавшегося колючим, «щетинистым» характером; настоящая же фамилия отца - Еремин - к сыну не перешла) он ходил по деревням, агитируя местных крестьян вступить в партизанский отряд.
Вначале отряд его состоял из небольшой группы при семи винтовках, а к ноябрю 1918 г. уже насчитывал до 80 человек. В январе 1919 г. его отряд сливается с партизанским отрядом Марутко. Петр Ефимович избирается командиром, его помощником был В. Уланов. Отряд постепенно рос, укреплялся, в нем уже насчитывалось 450 человек.
Партизаны вооружались винтовками, отобранными у врагов, и охотничьими ружьями. Отряд наносит колчаковцам ряд внезапных ударов. Смелыми налетами Щетинкин приводит в панику колчаковских офицеров. Один из колчаковцев писал в своем донесении: «В северной части Ачинского уезда полное восстание большевиков под водительством Щетинкина, население поддерживает его припасами, деньгами, людьми и лошадьми». За голову Щетинкина было обещано командованием колчаковцев сто тысяч рублей. На каждом шагу отважного командира подстерегала смертельная опасность; но жители и партизаны всячески оберегали его.
Много лишений и страданий выпало на долю жены и боевой подруги Щетинкина - Вассы Андреевны. Клавдия Петровна, старшая дочь Щетинкина, так пишет в своих воспоминаниях о зверствах колчаковцев: «Однажды местные торгаши-предатели Орловы пришли в наш дом и выследили отца. После их ухода отец сразу же покинул дом и отправился на остров. На другой день из Ачинска нагрянули каратели. В избу вваливаются белогвардейцы и начинается допрос: «Где муж?..»
Мы с сестренкой Надей лежим на печи, временами засыпаем, но я часто просыпаюсь от крика и вижу одно и то же: у стола сидят белогвардейцы, угрожая матери плетью, допрашивают - так длится всю ночь. А утром маме приказывают собираться в штаб. Мы с сестренкой собираемся тоже и идем за мамой. На руках у нее наш младший братик, Саша. В штабе на маму замахиваются плетью, кричат. Мне сунули в руки Сашу, и нас вытолкали на улицу. После бесполезного допроса маму уводят в другой дом и начинают избивать плетьми, в концы которых вплетены металлические шарики. Мама вспоминает: «С меня сорвали одежду, бросили на пол лицом вниз, и двое, встав с боков, начали избивать, а третий вел счет ударам. Когда эти двое уставали бить, их сменяли другие. После 25 ударов прекращали бить и снова начинали допрашивать. Первые 25 ударов я была в сознании, но когда на разбитое тело насыпали соли, я стала временами терять сознание. Я боялась только одного: как бы, находясь в бессознательном состоянии, не выдать мужа». Так она перенесла 200 ударов».
В марте 1919 г. Колчак бросает на партизанский отряд Щетинкина 2900 штыков с 7 орудиями и 12 пулеметами. Белые окружили партизан с четырех сторон. В течение семи суток шел неравный бой. С трудом удалось прорвать кольцо окружения и уйти из Ачинского уезда.
Партизанский отряд совершает героический 700-километровый переход через Саяны, по бездорожью, по глубокому снегу, по непроходимой тайге, в Баджейскую партизанскую республику, где он присоединился к партизанской армии А. Д. Кравченко. Щетинкин избирается помощником главнокомандующего Кравченко. На 200 верст раскинулся фронт партизанской армии.
В начале мая 1919 г. в ней насчитывалось 3275 бойцов. На ликвидацию партизан Степного Баджея Колчак бросает двенадцатитысячную армию с 25 орудиями и 50 пулеметами.
Щетинкин отводит свои полки на левый берег Маны (приток Енисея) и в течение 30 дней сдерживает напор превосходящих сил врага.
В конце мая вражеский полк в 1000 штыков двинулся на село Нарву. Для встречи беляков Щетинкин выбрал позицию на левом берегу реки Маны, в ущелье, против высокой отвесной скалы, у подножия которой проходила дорога. С восходом солнца вражеский полк с обозом вошел в ущелье. По сигналу Щетинкина из засады грянули залпы из винтовок и застрочили пулеметы. От неожиданного удара насмерть перепуганные колчаковцы стали бросаться на выступы отвесной скалы и замертво падали. Некоторые прятались за телегами и лошадьми или бросались в стремительные воды Маны, но и там им не было спасения.
Через час все стихло. Вся дорога была завалена трупами и опрокинутыми повозками. В руки партизан перешли два орудия, восемь пулеметов, десять фургонов обмундирования, несколько сот тысяч патронов, несколько сот винтовок.
После этого боя враги стороной обходили Майское ущелье: они боялись партизан. Много было славных боев на берегах Маны, но когда истощились запасы патронов, партизанской армии пришлось покинуть Степной Баджей и уйти через отроги Восточных Саян в Минусинский уезд, а оттуда - в Туву (Урянхайский край).
Предстояли большие испытания второго героического перехода, требовался большой полководческий талант, чтобы сохранить партизанскую армию и нанести новый сокрушительный удар по Колчаку.
Васса Андреевна так вспоминает о легендарном переходе из Степного Баджея: «Я осталась с партизанским отрядом. Дорога была занята белыми. Шли тайгой... Ребят привязали к лошадям, я ехала вместе с Шуркой на руках... Переходили как-то быструю речку. Лошадь кинулась, скакнула, Шурка и выпал у меня из рук, спасибо, партизан один успел подхватить. А в другом месте Клава упала с лошади прямо в речку. Успели подхватить и ее.
В этом походе тоже было голодно, но черемша выручала... Страшно было, когда пожар настиг. Лошади падали, все пылало огнем, жаром. Не помню уж, как и выбрались».
29 августа 1919 г. трехтысячная колчаковская армия под командованием есаула Бологова подошла к Белоцарску (ныне город Кызыл Тувинской АССР) и напала на партизанскую армию. Город был взят беляками. Петр Ефимович предложил смелый план внезапного нападения. И благодаря его полководческому таланту и храбрости партизан удалось наголову разбить врага в неравном бою.
Вот как вспоминал об этом бое впоследствии Петр Ефимович: «Уже вечерело. Небо было закрыто тучами, полыхали зарницы. Наше положение отличалось крайней неопределенностью... В темноте, разрываемой лишь блеском молний, наши цепи с громким «ура» пошли в атаку. Бой носил редкостно ожесточенный характер. Ураганный огонь пулеметов, орудий и винтовок заглушал раскаты грома. Стоны раненых, крики «ура» с обеих сторон, торопливая команда, грохот орудий и треск пулеметов,- все это в мрачной обстановке тувинских скал оставляло неизгладимое впечатление. Наши бойцы проявили неимоверную храбрость. Белые не выдержали и бросились к реке, пытаясь переправиться вплавь через быстро несущийся Енисей. Бологову с несколькими десятками людей удалось переплыть Енисей и бежать, остальные погибли в бою, часть была захвачена в плен».
Одержав победу, Щетинкин с двумя полками уходит обратно через Саяны на Минусинск и 13 сентября 1919 г. занимает его без боя. В декабре 1919 г. под селом Новоселовом и деревней Трифоновкой на Енисее Щетинкин уничтожает последние остатки колчаковских войск, а в январе 1920 г. освобождает города Ачинск и Красноярск и соединяется с победоносной Красной Армией. Армия Щетинкина насчитывала уже 30 тысяч бойцов, имела 6 орудий, 174 пулемета.
Бывший начштаба Северо-Ачинского полка Я. Замураев писал: «Петр Ефимович принадлежал к людям высокой морали. Он был справедливым и честным, скромным и отзывчивым, доступным каждому в любое время дня и ночи. Со всеми он держался ровно и одинаково, умел понимать людей и говорить с ними... В бою он всегда находился впереди. Подчиненные восхищались его смелостью, мужеством и отвагой, его военным дарованием. Планы боевых операций, разработанные Щетинкиным, всегда приносили успех». Недаром Щетинкина в Сибири называют «сибирским Чапаевым».
Колчаковский «батальон смерти» решил ворваться в Минусинск, освобожденный партизанами. Тревога была объявлена, когда красные бойцы смотрели в театре представление. Щетинкин вышел на сцену, успокоил зрителей и артистов, распорядился продолжать спектакль, а сам во главе двух батальонов через полчаса был уже на реке. Беляки были отбиты, и Петр Ефимович вернулся в театр досматривать спектакль. После того как Колчак был окончательно разгромлен, Сибирский ревком назначает Щетинкина членом Чрезвычайного ревтрибунала, который судил колчаковских министров.
В июне 1920 г. Щетинкин работает уполномоченным Центральной комиссии по восстановлению хозяйства в Енисейской губернии. В июле 1920 г. его избирают заместителем председателя Ачинского уездного исполкома, членом укома партии.
В сентябре 1920 г. по призыву партии Петр Ефимович создает в Красноярске добровольческий партизанский полк и под руководством М. В. Фрунзе принимает участие в разгроме Врангеля в Крыму. По возвращении с фронта в декабре 1920 г. Щетинкин участвует в работе VIII Всероссийского съезда Советов, слушает в Большом театре доклад В. И. Ленина. В перерыве между заседаниями съезда Ленин принял руководителей сибирских партизан, поблагодарил их за помощь Красной Армии в разгроме Колчака и пожал Щетинкину руку.
Воодушевленный исторической речью великого вождя, Петр Ефимович возвратился с мыслью о мирной жизни в голодающий Красноярск. Но предстояли новые схватки с врагами. Реввоенсовет 5-й армии назначает Петра Ефимовича начальником добровольческого экспедиционного партизанского отряда по ликвидации банд барона Унгерна, орудовавшего в Монголии. На борьбу против Унгерна и генерала Бакича были брошены 35-й конный полк под руководством К. К. Рокоссовского, отряд Щетинкина, а также части Монгольской народно-революционной армии во главе с Сухэ-Батором и Чойбалсаном.
19 августа 1921 г. разведка Щетинкина взяла в плен барона Унгерна. Петр Ефимович, в прошлом штабс-капитан царской армии, когда-то учился вместе с Унгерном. Барон, увидев Щетинкина, сказал:
- Я полагал, вы верны присяге, капитан, и защищаете дом Романовых.
- Я большевик, барон,- ответил Щетинкин.- Я присягал народу, а не царю. А теперь поговорим о вас...
Щетинкин допросил барона и отправил под конвоем в штаб бригады. По приговору Чрезвычайного суда РСФСР 15 сентября 1921 г. Унгерн был расстрелян.
Монгольские красные цирики - солдаты, воины - и араты - скотоводы - с любовью и благодарностью отзывались о Щетинкине. Правительство МНР присвоило ему высокое звание национального героя «Темур Батор Джань-Джунь» (железный командир-богатырь).
За особые заслуги перед революцией в разгроме Колчака и за захват в плен барона Унгерна Реввоенсовет 5-й армии наградил Щетинкина орденом Красного Знамени.
В октябре 1921 г. Реввоенсовет направляет Петра Ефимовича в Москву на курсы высшего начсостава РККА при Военной академии генштаба. После окончания курсов ему присваивают звание комкора.
Ф. Э. Дзержинский лично вручил ему нагрудный почетный знак чекиста и грамоту с надписью: «Почетное звание чекиста требует бдительности, решительности и храбрости. От коллегии ГПУ товарищу Щетинкину Петру Ефимовичу за беспощадную борьбу с контрреволюцией выдан нагрудный знак № 175. Председатель ГПУ Ф. Дзержинский».
В 1926 г. правительство МНР предложило Щетинкину занять пост инструктора государственной военной охраны. В дружественную Монголию выехал он со своей семьей, встретился со старыми друзьями и был тепло принят. Но агенты японского империализма не оставляли его в покое: они дважды стреляли в него.
За десять дней до своей гибели Петр Ефимович отправил семью в Красноярск, а сам вернулся в Улан-Батор. И здесь в ночь на 30 сентября 1927 г. от рук японских наймитов оборвалась кипучая жизнь Петра Ефимовича.
Многие улицы, площади, колхозы, школы, пароходы, пионерские дружины Сибири ныне носят имя Щетинкина. В городе Минусинске высится величественный памятник герою. Памятники с бюстом Щетинкина установлены в Новосибирске у клуба имени Ф. Э. Дзержинского и в сквере Героев революции, рядом с каменным панно у братской могилы 104-х героев, погибших за освобождение Сибири. Здесь же находится могила Петра Ефимовича, на которую возложена мраморная плита с надписью: «Герой гражданской войны Щетинкин Петр Ефимович. 1885-1927».
В Сибири сложено много легенд и песен о Щетинкине, немало написано стихов, рассказов и книг, воспоминаний.
В центре села Чуфилова, где родился и провел свое детство Петр Ефимович, разбит сквер и установлен обелиск герою. Именем Щетинкина названа одна из улиц рабочего поселка Тумы.
Юные краеведы-следопыты бычковской восьмилетней школы создали краеведческий музей.
У обелиска героя ежегодно происходит встреча пионеров дружины, носящей имя Щетинкина, с родными и близкими героя.
Имя и дела его живут в памяти народной.
(Гордость земли Рязанской. 1973 г. Стр. 72-79).