Под видом очередного «русского балета» в труппе Дягилева прошел показ мод.Шанель нарядила балетных артистов не в привычные пачки,а в трикотажные шорты и топы.Сюжет «Голубого экспресса» переносит нас к Ривьере,где изысканная публика проводит время в спортивных играх и плавании.Богатые домохозяйки в партере вздыхали-обтягивающие мини-платья и купальники идеально смотрелись на телах,выточенных балетным тренажем.Четыре года спустя Шанель решила повторить промоакцию,и одела балет Дягилева «Аполлон Мусагет».Вэтот раз затея провалилась-внимание на себя целиком оттянул молодой хореограф-гений Джордж Баланчин.
Sasha Stringer
Лидия Соколова и Леон Войцеховский,1924
Премьера балета «Моцартиана» Джорджа Баланчина на музыку Четвертой сюиты Чайковского состоялась 7 июня 1933 года в Парижском Театре Елисейских Полей.Тумановой на тот момент было 14.Декорации и костюмы создал Кристиан Берар,театральный художник,соратник и любовник Бориса Кохно,в качестве фэшн-иллюстратора,сотрудничавший с Коко Шанель,Эльзой Скьяпарелли и Ниной Риччи.
Джордж Хойнингем-Хьюен
Тамара Туманова и Роман Ясинский,1933
Томную бледную красавицу-княжну то душит,то ли насилует во сне татуированный люмпен-а все вместе называется фильм-балет.Исочинил его не хореограф,а художник-сюрреалист и мистик Павел Челищев.Ив главной роли никакая ни танцовщица,а настоящая княжна-наталия Палей.Но просто балет-это очень уж модно.А красавица Наталья-всегда на пике моды.И когда работала манекенщицей в Париже,ти когда вышла замуж за модеоьера Лелонга,и когда снималась для Vogue,и когда перетасовывала в любовниках Жана Кокто,Антуана де Сент-Экзюпери,Эриха Ремарка.На момент этого снимка у нее в кавалерах опять-таки танцовщик-Серж Лифарь.Он же напишет о демонах,обитавших в этой прекрасной оболочке.Они расстанутся к кокаину добавятся алкоголь,затяжная депрессия,20 лет затворнической жизни в зашторенной комнате,которые она оборвет самоубийством.
Cecil Beaton
Наталия Палей и Виктор Крафт,1935
(этой картинки не было на выставке,но она имеется в электронной версии журнала)
Киногерой-любовник,звезда фильмов "Шейх" и "Кровь и песок",возможно самый лучший актер эпохи немого кино.Валентино предстает на этой фотографии в образе Нижинского из "Послеполуденного отдыха Фавна".За его плечами развод с Наташей Рамбовой,сценографом и дизайнером костюмов,на которой он женился в 1922 году и которая превратила его жизнь в череду скандалов.Он умер через 2 года после того,как была сделана эта фотография.Ему был 31.Официальная версия гласит,что причиной смерти стала перфоративная язва.Его похороны спровоцировали массовые беспорядки,стотысячная толпа требовала открыть гроб.
Maurice Beck and Helen MacGregor
Рудольфо Валентино,1924
{В 1977 году Рудольф Нуреев выступил в главной роли фильма "Валентино".танго с Нижинским(Антони Доуэлл)из этого кинофильма можно посмотреть здесь}
![](http://ljplus.ru/counter/lj.php?uid=95393&id=14)
Click to view
Он вошел в историю «мальчиком» Дягилева:прекрасным бессмысленным юнцом с длинными загнутыми ресницами,которого «великий чародей искусства» и великий проходимец Дягилев в спешке отесал и назначил хореографом,а мемуаристы оплевали ядом.Но вышел из нее-замечательным характерным танцовщиком с киногеничным лицом (в «Неаполитанской карусели» 1954 года он снялся с Софией Лорен),любопытным хореографом (чья «Треуголка» в 2005-м году добралась даже до Большого) и увлеченным семьянином-с четырьмя браками и двумя детьми в послужном списке.
Irving Penn
Леонид Мясин,1946
Наиболее ярко и обстоятельно о Лифаре написал сам Лифарь-пространной книгевоспоминаний.Балетмейстер,автор многих балетов,танцовщик-премьер-сначала у Дягилева (во второй половине 1920-х годов),а затем в парижской Гранд-опера (1930-1956 г.),Лифарь был очарован собой,своим великолепным атлетическим телом,своим и впрямь необыкновенным прыжком,своим действиетльно выдающимся актерским талантом.В Париже он поставил балет «Икар» и даже провозгласил некий «икаровский путь» в балете,но его герой,конечно же,Нарцисс,а не Икар,устремившийся к солнцу.Вообще-то нарцисцизм-профессиональная болезнь танцовщиком-премьеров.Но Лифарю все прощали.Его заслуги перед французским театром велики:именно он преобразовал архаичный балет Гранд-опера,сделав его современным.
Сесил Битон
Серж Лифарь,1930
До эмиграции Лифарь ходил в студию Брониславы Нижинской в Киеве,а Спесивцева танцевала вМариинском театре.Они встретились в 20-е годыу Дягилева,а потом,в начале 30-х-в Парижской опере,которую Лифарь тогда возглавил.Втанце оба были ослепительны:у него мощный порыв,дивной красоты тело и филигранная отделка технических нюансов,у нее-возвышенная мистика в сочетании с яркой свободой танца.Лифарь воспринимался как танцовщик нового времени,целиком принадлежащий ХХ веку,а Спесивцева жила сквозь все времена,свободно вписываясь и в конструктивизм раннего Баланчина,и в псевдоантичные опусы Лифаря.Но бессмертной стала ее Жизель,которую русский критик Аким Волынский назвал «плачущим духом».
George Hoyningen-Huene
Серж Лифарь и Ольга Спесивцева,1931
Меценатка и светская дама Мися Серт отправила дягилевских "мальчиков" в историю наиболее постыдным образом:описав в мемуарах,как любовники великого комбинатораЮистерически рыча и кусаясь,передрались прямо у постели,на которой остывало тело Дягилева.Атеперь вот двое из "мальчиков" сидят с самым благообразным видом и рулят искусством в "Русском балете Монте-Карло".Леонид Мясин стал востребованным хореографом,а Борис Кохно-успешным администратором:после "Балета Монте-Карло" он придумал "Балет Елисейских Полей".
Roger Schall
Леонид Мясин,Борис Кохно и балерина Любовь Руденко,1938
И танец,и имидж-все в ней отвечало представлениям об английском темпераменте и высокому дворянскому титулу,который Маркова получила за прославление отечества.Лишь в детских годах можно увидеть нетривиальные коллизии и театральные пружины ее жизни:мам,принявшая иудаизм,танцевальный класс по рекомендации ортопела,а затем-феерический визит Дягилева и приглашение 14-летней Лилиан,как ее тогда звали,на взрослые партии в "Русские сезоны".
Roger Schall
Алисия Маркова,1938
В Монте-Карло в 1911 году Шаляпин влюбился в юную Броню Нижинскую,а она в него.Назревал волшебный и безрассудный роман,безоглядный,без мыслей о будущем,и неизвестно,чем бы все закончилось,если бы Дягилев и брат Вацлав не спохватились и не постарались все это остановить.Потому что у Шаляпина в тот момент уже была семья,даже две.Роман не состоялся,а Броню потом выдали замуэ за хорошего человека.Она стала отличным педагогом и знаменитым хореографом,поставила много хороших балетов и один гениальный-«Свадебку».И там в экспрессивных массовых танцах воплатились самые жесткие ритмы,все импульсы начала 20-х.Только была эта «Свадебка» не про любовь,а про агрессивный обряд и принесение невесты в жертву.
John Rawlings
Бронислава Нижинская,1944
Баланчин,говорили не женился на ней только потому,что на момент,когда Аллегра пришла в труппу,уже был женат,а в браке «оставался джентельменом».Он прошал своей любимице все-вызревающее из подростковой хрупкости тело,нервность,нестабильность.Он сочинил для нее «Сомнамбулу»,где женщина доверчиво ступает туда,куда ее ведет мужчина,и «Агон»(на фото)-балет о единоборстве,где женщина,сжимающая мужчину,как питон,и сильнее,и опаснее.А Аллегра вышла замуж и родила четверых детей.Этого Баланчин ей не простил:больше для нее он ничего не поставил.
Bert Stern
Аллегра Кент,1970
Премьеры труппы Джорджа Баланчина вычерчивают иероглифы под музыку Стравинского:балет назывался «Бугаку»,и можно только догадываться,какими глазами на гастролеров смотрели правоверные советские зрители в 1962 году.Там еще не видали ничего смелее фуэте.Баланчин пришел в свою бывшую школу на улице Росси вместе со своей тогдашей музой Аллегрой-посмотреть балетный урок.Аллегра по-американски непосредственно уселась на пол. «Аллегра!»-зашипел Баланчин-единственный миг,когда советская сторона заметила,что гению не все равно,что о нем здесь подумают.
Bert Stern
Аллегра Кент и Эдуард Виллела,1963
Глядя на танцующую Аллегру,трудно представить,что за ее плечами самоубийственные браки и романы,наркотики и депрессии.На сцене хореография Баланчина очерчивала ее волшебным кругом,сквозь который нельзя было разглядеть ни малейшей душевной вибрации.На фото сцена из балета «Агон»,который создавался в тесном сотрудничестве со Стравинским.В нем в полной мере воплотилось представление авторов о балете как о синтезе зримой музыки и звучащего танца.В 1972 году партнером Аллегры был Жан-Пьер Боннефу,в прошлом солист балетной труппы Национального оперного театра Парижа,а ныне директор Театра танца Северной Каролины.
Duane Michals
Аллегра Кент и Жан-Пьер Боннефу,1972
Со Сьюзен Фаррелл Баланчина связывали куда более драматичные отношения,чем со всеми его музами и женами,вместе взятыми.Они ссорились,она уходила из труппы,снова возвращалась-и он тотчас забрасывал ради нее прежнее увлечение:карьера Фаррелл усыпана осколками разбитых сердец.Она отказалась выйти за него замуж,что при катастрофической сорокаоднолетней разнице в возрасте не так уж странно.И вообще жила так,будто он ей не очень-то нужен.И только когда он умер в 1983 году,из ее танца вдруг разом ушли загадка и смысл,прелестное лицо высохло,а в крови подскочил сахар-словно она сама была лишь плодом воображения надоедливого гениального старика.
Bert Stern
Сьюзен Фаррелл и Джордж Баланчин,1965
Великий хореограф держит за руку свою третью жену и отнюдь не последнюю музу:Мария Толчиф родилась в индейской резервации,училась балету в Лос-Анджелесе,а карьеру начала в «Русском балете Монте-Карло».Поза точна:Мария как бы улетает от своего автора.Так произошло и в жизни.Она хотела семью и детей,а его детьми были балеты.Баланчин быстро утешился в новом браке с Танакиль Леклерк.А Мария в дополнение к семейному очагу,гревшему ее до конца дней,десять лет спустя получила водевильный треугольник:своего любовника,красавца датчанина Эрика Бруна она познакомила с Нуреевым,и Брун ушел к нему.
Irving Penn
Джордж Баланчин Мария Толчиф
Постановочная команда балета «Триумф Бахуса».Риетти помог с музыкой,Гальи-одел. И хотя трое мужчин образуют пьедестал для балерины,центральный сюжет здесь закручен вокруг пары Баланчин и Леклерк.Этот четвертый,последний брак Баланчина оказался самым драматичным:в расцвете карьеры Тэнни приковал к креслу полиомиелит.Баланчин оставался преданным мужем,но на пьедестал возводил уже других.Хрупкой Тэнни хватило характера и пережить развод,и даже вернуться в балет:она стала преподавать танцы,виртуозно показывая движения ног одними руками.
Irving Penn
Витторио Риетти,Коррадо Гальи,Джордж Баланчин и Танакиль Леклерк,1948