Выкладываю первую часть фотографий и,самое главное,текстов(автор которых мне неизвестен),временами остроумных,временами безжалостных,иногда ироничных,но лично меня не оставившую равнодушной к этой бездонной теме,заставляя все глубже и глубже погружаться и проникаться балетом,идя по цепочке бесконечных событий и историй,сплетенных между собой.
желаю вам приятного времяпрепровождения и не обращайте внимания на виньетирование и возможные ошибки,набранные вручную из-за ленивого adobereader'a)
Эта выставка выросла из только что вышедшего и уже ставшего раритетом коллекционного номера журнала,который так и называется-Dance in Vogue.Когда год назад редакция Vogue начала работу над танцевальным выпуском,никто не ожидал,что в архивах издательского дома Conde Nast окажется такое огромное количество фотографических шедевров на балетные темы.Из тысяч нужно было отобрать сотни,из сотен-десятки. Делая номер,Vogue закономерно сосредоточился на взаимовлиянии балета и моды и подчеркнул русскую тему.
Мы увидели,как классические балерины становились иконами стиля,своего рода топ-моделями.Майя Плисецкая,сама позировавшая Аведону и Битону,сказала в предисловии к Dance in Vogue: «Сейчас в балете мода на высоких и худых-как раз идеальный вариант.Ведь платье лучше всего смотрится на вешалке».Это была первая рожденная балетом модная революция.Вторая-вывела на подиумы сценические костюмы с из варварской яркостью,эротизмом и смелостью.Моду ХХ века невозможно представить себе без дягилевских «Русских сезонов»,недаром Лев Бакст уверял:«Теперь в театре нужно не слушать,а смотреть».На сцену тогда смотрели все-и продолжают смотреть до сих пор.Модные дизайнеры искали вдохновения в работах великих хореографов,художники балетных спектаклей рисовали костюмы для дефиле,модельеры оформляли балеты.У нынешней выставки-другой акцент и другие задачи.
Эти снимки,собранные вместе,могут многое рассказать о человеческом теле.Фотографы заворожены то его скульптурной красотой,то его кинетическими возможностями,то его способностью рисовать затейливые иероглифы.Даже когда они снимают застывшие лица танцовщиков или хореографов,они все равно изучают рождение движения.
Энни Лейбовиц однажды сказала:«Танец почти невозможно снимать,потому что он рождается из воздуха и исчезает в нем».Вероятно,именно жажда совершить невозможное владела великими фотографами,когда они снова и снова фотографировали балет,пытаясь поймать воздух в свой объектив.
А балет снимали все главные мастера ХХ века-Де Мейер,Хорст,Стифф,Битон,Аведон,Пенн,Паркинсон.Между балетом и фотографией всегда существовало мощное притяжение,которое часто перерастало в страсть.Роман фотографии и балета-это история драматических отношений статики и динамики.А в конечном итоге-попытка каждого из этих искусств,объединившись,расширить свои пределы.
После катастрофы «Титаника» в 1912 году в Лондоне решили устроить благотворительный концерт мегазвезд.От драмы пригласили Сару Бернар,от оперы-Энрико Карузо,от балета-Анну Павлову.Ее имя останется синонимом слова «балет» и по сей день.Последние слова умирающей от пневмонии пятидесятилетней Павловой «Принесите мой костюм лебедя»-не последняя вспышка воли к творчеству,а инерция конвейера гастролей:утром и вечером,в жару и в дождь,в нездоровье,на любого качества сценах.Павлова(на фото с Хубертом Стовиттсом) танцевала вопреки всем канонам классического танца и вела себя как хотела.Заплатив бешеную неустойку,расторгла контракт с императорскими театрами.Порвала с Дягилевым,завела свою труппу-фон для сверкающей примы.Первой среди звезд ее ранга снялась в одном трико.Она купила особняк,потому что он стоял в парке,где можно скрыться от любопытных глаз.Но и там утверждала,что нормально чувствует себя только в обществе ручных лебедей.
Франц Ван Риль
Анна Павлова,1920
Редкий случай бурной,но счастливой судьбы.Венская кордебалетная танцовщица изменила балету с экспрессионистским танцем-и ее «Семь смертных грехов» на музыку Курта Вайля и с текстом Бертольда Брехта вошли в историю.Впав в депрессию и бросив танцы,она принялась рисовать-ее работы тут же купил известный музейщик Альберт Барнс.А еще она играла на Бродвее и снималась в Голливуде.Развелась с миллионером Эдвардом Джеймсом ради романа с князем Сергеем Оболенским,будущим вице-президентом Hilton.Джеймс снял в доме ковер с узором в виде ее босых ног-и заменил на такой же,но со следами своей собаки.
Говард и Джоан Костер
Тилли Лох,1929
Русско-грузинская княжна,как все эмигранты,обрезала фамилию в перспективах афиши,набранной латинскими буквами:она из знаменитого трио «беби-балерин»-подростков,в которое входили также Ирина Баронова и Татьяна Рябушинская и которые даже с фотографий излучают вполне взрослый шарм.Баланчин заметил всех трех,и с тех пор утверждал,что лучший возраст для танцовщицы-15 лет.То ли подтверждая,то ли опровергая это,Тамара после сделала ослепительную карьеру.
Джордж Хойнингем-Хьюен
Тамара Туманова,1932
Окрещенная знаменитым импрессарио Солом Юроком «черной жемчужиной русского балета» Тамара Владимировна Туманова (настоящая фамилия-Туманашвили)
была самой красивой балериной русской эмиграции.Она появилась на свет 2 марта 1919 года в Шанхае,ребенком попала в Париж и была принята в студию Ольги Преображенской,а в 6 лет дебютировала в концерте с Анной Павловой.Засияла своей экзотической кавказской красотой в 1930-е годы в балетах Баланчина,а затем в Нью-Йорке,Лондоне,Милане и в парижской Гранд-опера.В сочетании красоты,техники и артистизма ей,казалось не было равных.Лучшие фотографы мира делали ее портреты.Фотогеничная внешность привела Туманову в кино,и она удачно снялась в нескольких голливудских фильмах,в том числе в «Разорванном занавесе» у Альфреда Хичкока.
Geordge Hoyningen-Huene
Тамара Туманова,1938
От нее были без ума и Серж Лифарь и Джордж Баланчин.Когда она в голодном послевоенном Париже танцевала "Жизель",еще до спектакля в ее ложу принесли огромное количество цветов-столько,что нельзя было пройти.Среди них оказалось 2 абсолютно одинаковых букета.Один был от Лифаря из Монте-Карло,другой от Баланчина,хотя они в то время не общались."Браво!-прокомментировал ситуацию Джордж Мелитонович(Баланчин),-Лифарь чувствует то же что и я".
John Rawlings
Тамара Туманова,1942
Вообще-то она Тамара Жевержеева,но такое не то что латиницей на афише не написать-западной публике не выговорить.Дочь петербургского купца и покровителя футуристов,потратившего состояние на театральные раритеты,эта молодая солистка в 14 лет вышла за Георгия Баланчивадзе(Баланчина).В 1924 году Тамара с мужем покинули Россию (отец остался директором Театралного музея:сторожить собственные сокровища),где вскоре Баланчин ее бросил-ради балерины Александры Даниловой.Совсем другое дело Джева:сверхпопулярная звезда бродвейских мюзиклов и жена Джона Эмери,которого отбила не у кого-нибудь,а у актрисы Хичкока и светской львицы Талулы Банкхед.
Сесил Битон
Тамара Джева,1935
Девочка по фамилии Баранова заменила всего одну букву:не то чтобы в Париже кто-нибудь понимал разницу,но она сама словно чувствовала,что в историю надо вписываться поэлегантнее.Баронова стала одной из первых солисток новорожденного The American Ballet Theatre,но дальше уже жила жизнью скорей светской красавицы,чем балерины.Пережила ураганный брак и штормовой развод с импрессарио Джерри Севастьяновым.Пережила трагическую гибель второго мужа Сесила Теннанта в автокатастрофе.И тихо закончила свои дни в семье младшей дочери в Австралии.
Cecil Beaton
Ирина Баронова,1935
Ирина была знакома с Пабло Пикассо,Сальвадором Дали,Анри Матиссом,Марком Шагалом,Чарли Чаплиным и Адольфом Гитлером.Трудно представить,что это долгая и насыщенная жизнь могла оборваться в самом начале.Когда в 1919 году родители девочки бежали из России,пришлось ночью переправляться через Днепр.Перевозчик предупредил,что,если годовалый ребенок хоть пискнет,он выкинет его за борт,иначе погибнут все.Испуганные родители дали Ирине кусочек сахара,и полтора часа прошли спокойно.Уже будучи взрослой,Баронова говорила,что предпочитает простой сахар всем другим сладостям.
Хорст П.Хорст
Ирина Баронова,1940
На фотографии Младова кажется актрисой,которая изображает балерину,но на самом дела она была балериной,которая снималась в кино.Слава ее не столь яркая,как у Марковой или Даниловой,которых она сменила в «Русском балете Монте-Карло»,но в свое время она тоже считалась звездой.Позднее в Америке писали,что она похожа на Хеди Ламарр,танцует,как Зорина,и заставляет ваше сердце плясать джигу.А голливудские фильмы фильмы хранят ее танец,так что и сейчас можно видеть эти легкие ножки и эти пленительные крупные планы.Родом она была из Оклахомы,и звали ее Аннабел Милада Мраз.
Хорст П.Хорст
Млада Младова,1938