Меметика: Леонардо и женская улыбка. 2. сравнения

Jan 28, 2011 23:56

Ольге Гребенчук.

Часть 1 - тут.


Для Леонардо да Винчи женская сосредоточенность на своих чувствах, особенно выражающаяся в полу-улыбке, была вызовом на всю жизнь.


Суммируем, что нам дали научные подходы к исследованию улыбки Моны Лизы. По их результатам Леонардо оказался необыкновенно изощрен: он разбирался в таких вещах, как закономерности периферического зрения и колебания восприятия, что использовал для создания картины. Он развил хитроумную специальную технику для этих целей (недавние рентгеновские исследования показали также многослойную струутуру - 40 слоев краски толщиной в среднем 40 микрон, перемежающихся с глазурью, 2 микрона толщиной). Леонардо также экспериментировал с красками собственного изобретения. И это при том, что рисовальщиком он и так был столь блестящим, что картину можно использовать для анализа психологического состояния или медицинской диагностики. Мона Лиза испытывает смешанные чувства: Вазари писал, как этого добивался Леонардо:  "...во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною". 
То есть "Мона Лиза" - крайне изощренный объект приложения новых, до Леонардо не существовавших технологий, им специально придуманных.
 Однако, анализ ОДНОЙ-ЕДИНСТВЕННОЙ картины не дает ответа на вопрос, а ЗАЧЕМ Леонардо так нужно было изобразить эту улыбку, какую цель он себе ставил?  Не была же эта цель единственная и одноразовая?

Леонардо, вероятно, стремился постичь тайны восприятия: как на лице отражается внутренний мир, душа, и как другой может понять ее через детали, чувства живого лица. Леонардо не просто хотел понять это, но управлять восприятием.
Вазари это подтверждает: "Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Леонардо, при его понимании искусства, начинал много произведений, но никогда ни одного не довел до конца, так как ему мнилось, что рукой человеческой нельзя довести до художественного совершенства вещи, которые он замыслил, ибо в помыслах своих он ставил себе задачи такой тонкости и необычайности, что руками, как бы они ни были искусны, их разрешить нельзя".
Тот же Вазари излагает эпизод с "Тайной вечерей" и слова Леонардо, которыми он начал объяснять, что он ищет: "Рассказывают, что приор монастыря очень настойчиво требовал от Леонардо, чтобы он кончил свое произведение, ибо ему казалось странным видеть, что Леонардо целые полдня стоит погруженный в размышления, между тем как ему хотелось, чтобы Леонардо не выпускал кисти из рук, наподобие того, как работают в саду. Не ограничиваясь этим, он стал настаивать перед герцогом и так донимать его, что тот принужден был послать за Леонардо и в вежливой форме просить его взяться за работу, всячески давая понять, что все это он делает по настоянию приора. Леонардо, знавший, насколько остер и многосторонен ум герцога, пожелал (чего ни разу не сделал он по отношению приора) обстоятельно побеседовать с герцогом об этом предмете: он долго говорил с ним об искусстве и разъяснил ему, что возвышенные дарования достигают тем больших результатов, чем меньше работают, ища своим умом изобретений и создавая те совершенные идеи, которые затем выражают и воплощают руки, направляемые этими достижениями разума. К этому он прибавил, что написать ему осталось еще две головы: голову Христа, образец которой он не хочет искать на земле, и в то же время мысли его не так возвышенны, чтобы он мог своим воображением создать образ той красоты и небесной прелести, какая должна быть свойственна воплотившемуся Божеству; недостает также и головы Иуды, которая также вызывает его на размышления, ибо он не в силах выдумать форму, которая выразила бы черты того, кто после стольких полученных им благодеяний все же нашел в себе достаточно жестокости, чтобы предать своего господина и создателя мира; эту голову он хотел бы еще поискать; но, в конце концов, ежели не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь назойливого и нескромного. Это весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячекратно прав. Таким-то образом бедный приор, смущенный, продолжал понукать работу в саду, но оставил в покое Леонардо, который хорошо кончил голову Иуды, кажущуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности. Голова же Христа осталась, как было сказано, незаконченной".

Надо, конечно, анализировать, не только Мону Лизу, но и посмотреть, использовал ли он свою находку далее и как. Оказалось, что развивал, и очень интенсивно. Увы, многие  картины да Винчи , из тех, которые интересны для такого анализа сохранились лишь в копиях. Но посмотрим на следующий ряд:


Мадонна с веретеном, копия с утраченной картины 1501 года. Веретено выступает символом будущего распятия. Лицо Мадонны выражает грусть и беспомощность перед грядущей судьбой своего ребёнка, который от неё уже отчуждён.  Леонардо, который, по словам Вазари,  "искал в совершенстве совершенства" не остановился на этом и постарался насытить женское лицо и иными, более сложными переживаниями и эмоциями.



"Джоконда"1503-1506 , деревo,масло, 77 x 53 cм, Лувр, Париж - фрагмент. Как мы видим, знаменитую улыбку передают лишь слегка приподнятые уголки губ - и эффекты, которые можно увидеть лишь вблизи. Пейзаж за спиной тоже может иметь значение - как код ранга эмоций?



Набросок - вероятно, головы св. Анны?  Покой и лёгкая улыбка.



Неоконченная картина "Дева Мария с ребёнком и Св.Анна" ~1502-1516, дерево, масло, 168x130cм, Лувр, Париж 
Многие удивлялись, насколько молодой изобразил Леонардо Анну, мать Марии, и как композиция картины  спиралью  разворачивается от Анны через Марию к младенцу и ягненку, как они все оказываются элементами единого.



Св. Анна - фрагмент 
Та же легкая улыбка, обозначающая сочувствие и близость к дочери и внуку, часть динамики картины.


 

Богоматерь и младенец - фрагменты той же картины. Улыбка обращена к младенцу Христу, грусть отражает её подспудную тревогу о младенце, играющую с ягненком, символом жертвы и его будущей судьбы. Его улыбка будто копирует улыбку матери, отвечает ей. В этом существенная разница по сравнению с "Мадонной с веретеном".



Леда и лебедь1510-15г, масло, деревянная панель, 112х86см Галерея Боргезе(Borghese, Рим, Италия



Фрагмент. Обращение к этой теме связано с сексуальной стороной женской натуры. Леонардо, вероятно, пытался изобразить удовлетворенное чувство. Леда стыдлива - обнимает откровенно обожающего его лебедя, но смотрит в сторону. "И на эскизах Леонардо, и в копиях эротичность подчёркнута многочисленными камышами(typha latifolia). При созревании семена далеко рассеиваются и на землю, и в воду, и камыши активно разрастаются. Это символ размножения в природе". Обратим внимание на мост - определенную связку с мостиком за спиной Моны Лизы.





Фрагменты еще 2 работ - тоже, вероятно, копий  с несохранившихся вариантов Леонардо, и тоже с проигрыванием разных вариантов улыбки

И совсем уже странное явление - обнаженная Мона Лиза, вероятно, работа. самого Леонардо, хотя, опять же, своеобразный набросок, эксперимент.




Rossella Lorenzi в Discovery News писала об этом портрете, что он, возможно, представляет один из серии портретов в стиле "ню", которые создавали Леонардо и его ученики. Но сослаться Лоренци особо не на что.  Возможно также, что лицо этой "Моны" принадлежит одному из учеников Леонардо, по кличке Салаино (Чертенок), запечатленных им в образе Иоанна Крестителя, и эта шутка или эксперимент был единичным.



Иоанн Креститель.1513-16 гг. Снова улыбка и тайна пола - мужская?

Эти игры-эксперименты Леонардо не очень понятны, но и они укладываются в линию его интереса к улыбке, которая, кажется, напрямую указывала ему путь к душе. Чтобы этого не было мало,   еще Вазари вспоминает, что интерес этот обозначился в самом начале пути "...он в то же время сделал опыты не только в скульптуре, где он вылепил из глины несколько смеющихся женских голов, которые позднее были отлиты из гипса".

Суммируя: внимание Леонардо к тайне чувств и дало его самые великие портреты.
Ранние работы -  скажем, портрет Жинервы де Берси (см ниже), Дамы с горностаем, Неизвестной (см ниже) - пусть и хороши, но изображают замкнутые, меланхолические, как сказал бы Вазари, лица, без движения чувств, без души.






Неизвестная (Лукреция Кривелли?) ~1490, деревo,масло, 63x45cм,Лувр,Париж Про этот портрет в оправдание Леонардо говорили, что он написан им еще с кем-то. Характерно, однако, что потребовалось оправдание, для большинства остальных портрет считался бы успехом. 
И вот что интересно заметить напоследок: Да Винчи  своей Моной Лизой в самом деле создал великий мем. Он игран-переигран сотни раз: пародирован, высмеян, изучен - и все равно остается без дальнейшего развития.
Посмотрим на современных художников: они в массе своей не обходятся в творчестве без женщин, одевают и раздевают их всяко. Что говорить о фотомастерах - ню не требует рекламы.
Но одна проблема: женщины на  всех этих фото сохраняют мрачность и меланхолию, как на портретах Де Берси и Неизвестной. Зверски серьезны.

Я потратил немало времени, чтобы найти улыбку. Это в самом величайшая редкость. Почему? Потому что великая живопись не по средстам современности?

История Европы, Символика, Технологическая цивилизация, Меметика, Настроение

Previous post Next post
Up