Памятник Ельцину или что же он сотворил?

Jan 27, 2011 14:54




Настало, оказывается, время поставить памятник ЕБН. В Екатеринбурге. Не в Москве, где произошли главные его геройства.
В "Известиях" - интервью со скульптором, весьма забавное:

Известия: Какую черту Ельцина - его характера или вашего представления о нем - вы хотели в первую очередь выразить?

Георгий Франгулян: Основная философия отношения - в самой композиции, в самом решении. Что такое обелиск, что такое глыба, поставленная вертикально? Символ мощи, силы, победы. (Короче, фаллический символ- С.А.) Но этот монумент - подвижный объем. Ельцин в повороте, он шагает, несмотря на всю свою статичность, он в активном движении. Власть - это то, от чего люди обычно не отказываются. А Борис Николаевич сумел это сделать, что само по себе уже вызывает огромное уважение, - этот шаг в подтексте там тоже существует, как и любой важный шаг, который человек делает в жизни. Его лицо... Это не тот Борис Николаевич, который пьет чай с пирожками, приготовленными Наиной Иосифовной. Это все-таки руководитель крупного государства. Но в лице нет надменности, есть уверенность. Все это вместе, как мне кажется, выражает суть Бориса Николаевича. А в нижней части монумента - композиция из скалообразных камней. То есть он, как ледокол, вскрыл определенные пласты, и там - то, что произошло, то, что он сотворил. И хорошее, и не очень, но все это вместе - светлое. В моем представлении Борис Николаевич - белый. Поэтому и я выбрал единственно возможный, как мне кажется, для решения этого образа материал - белый мрамор. Как символ надежды. А сама массивная вертикаль подкрепляется горизонталью - вокруг огромная лестница, по которой будут ходить люди. Посмотрите, эти горизонтали - как нотные линейки. Если захотеть, можно услышать музыку, гимн жизни - здесь будут ходить, бегать, быть может, и на досках кататься. Кипение жизни будет постоянно звучать и работать на эту вертикаль. Здесь много символов - надо только уметь их прочесть.

И: А сам камень откуда?

Франгулян: Мы перебрали определенное количество месторождений и в итоге остановились на китайском мраморе. Ведь выбирали не географически, а по цветовым качествам. Очень чистый, красивый камень, теплый, не имеющий, в отличие от наших пород, непредсказуемых цветовых вкраплений.

И: Не хотелось сделать именно из уральского материала?

Франгулян: Китай не Китай - какая разница? Разве это важно? Мы все живем на одном земном шаре. Земля родит этот камень, земля родит нас с вами. Хорошо, привязался бы я к уральскому камню, а он был бы весь в серых полосках, и еще по всему лицу прошел бы какой-то шрам... (Ну, это как раз было бы уместно для ЕБН - С.А.) Какой риск - делать такую огромную вещь, потом выкидывать, потом брать другой блок делать. Во всем должна быть определенная целесообразность. По плотности, может быть, уральский камень был бы и лучше. Но по эмоциональной своей наполненности... Был еще в Югославии камень хороший, но он безумно дорог. Не хотелось тратить лишних денег... А уральский характер, уральский "камень" там и так есть - это сам Борис Николаевич.

И: А почему вы решили не использовать никаких скрепляющих материалов между блоками?

Франгулян: Закон притяжения непреодолим, и здесь его вполне достаточно. Так же строились античные храмы, даже в сейсмических зонах. А швы между блоками потом будут не видны, это будет абсолютный монолит.

И: Когда памятник невысокий, он - чисто психологически - кажется ближе к людям. Вам не кажется, что такая высота - десять метров - отдаляет Ельцина?

Франгулян: Ну это же не памятник для фотографирования в обнимку на скамейке, не то, чем сейчас, к сожалению, заполняются все наши города - все эти игрушечки для развлечений, куколки, отлитые в бронзе. Это - деградация, а на самом деле у скульптуры, на мой взгляд, совершенно другие задачи. Первое - должна быть личность, которая вызывает интерес. Второе - то, что делает художник, должно являться произведением искусства. Многослойное, с подтекстами, оно должно вызывать различные эмоции у различных людей. Памятник начинает жить своей жизнью, он заставляет зрителей думать. То же самое, надеюсь, будет и здесь: то, что я сделал - это, как мне кажется, серьезная, монументальная, философская работа.

вокруг театр, Общество

Previous post Next post
Up