История образования в Чехии. 2. Сравнение с Россией.

May 23, 2009 12:34


Существует еще ряд тем, которые связаны с историей образования в Чехии - это Акт религиозной толерантности Йозефа II и его последствия для системы школьного образования, в том числе втягивания евреев в общую образовательную систему (похожие проблемы возникали в России, которая многое в тот период копировала у Австрии),  развитие высшего образования,  женского образования (тема интересная - опять похожестью на российские проблемы) .  Но сами по себе они велики, могли бы быть темами отдельных очерков.

Поэтому я не буду заходить дальше, и  перейду к сравнению этапов развития образования в Чехии и России. С моей точки зрения, сравнивать всегда полезно. Поневоле сопставление будет беглым, но, надеюсь, достаточным, для того чтобы обозначить интересные моменты такого подхода.



 Школа XIV в. Миниатюра из "Жития Сергия Радонежского". Фрагмент. Конец XVI в.



N

Сравнение

Чехия

Русь/Россия

Заметки

1

Первая церковная школа, легенды и свидетельства

Первая школа 9-10 вв. (?) в Будече

Не позже 1068 - в Праге

Первая школа   при Владимире Святославиче (ПВЛ: «Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых. Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых» «Князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте» - Пермско-Вологодская летопись.

Основание школы в Новгороде Ярославом Мудрым в 1030

Учреждение школы книжников Ярославом Мудрым в Киеве - 1037. В год 6545.  Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным.

Более или менее синхронные акты

2.

Монастырские школы

? Примерно в 10-11 веке.

6594 (1086). «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам[1], пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».

Синхронные акты

3

Первая светская школа

1270, Прага

Неизвестно. Мы, к примеру, даже не знаем, что из себя представляло образование в Новгороде, хотя и имеем потверждения его существования в 11-13 вв.

?

4

Церковные школы более высокого уровня

14-16 вв.

Архиепископ Геннадий Новгородский  инициирует создание переводов иностранных книг -  1480-90 и возникает круг переводчиков. Он же ратует о духовных училищах.

"Стоглав" (1555) определяет правила создания духовных училищ и необходмых испытаний для учителей.

1687 - Славяно-греко-латинская академия.

?

5

Первый университет

1348 - Прага

Академия могла бы быть сопоставима с ранним Карловым университетом

1724 - Петербург

Разница от 339 до 376 лет

6

Второй университет

1572 - Оломоуц

1755- Москва

Разница 183 года

7

Наличие школ в метрополии 16 века

16

??

8.

Реальные училиша

Обучение в пределах цехов, новый тип обучения в 17 веке.

Петр, начало 18 века

Разница около 100 лет

9

Первые современные гимназии

1774

1810, Лицей, Царское Село

34 года

10.

Всеобщее образование

1774, шестилетнее, реальное

В Российской империи введено не было, а только в СССР

150 лет

В этом сравнении есть несколько пунктов:

1. На раннем этапе Русь имела даже некоторые преимущества в сравнении с той же Чехией - развитые контакты с Византией, которая могла дать хорошие образцы школ. И некоторое время можно гооворить о  сопоставимости образования.

2. На тему следующего этапа (13-15 вв) может быть несколько мнений. Контрастно: или образование было во многих случаях утрачено, или же оно поддерживалось в связи с потребностями экономики, то есть все равно на уровне более низком, чем в быстро развивающейся Западной Европе. Что, конечно, не исключало наличие отдельных высокоразвитых людей.

3. В 15-16 и особенно 17 веке остро ощущалась необходимость перемен, что привело к проектам создания  новой системы образования. Эти явления примерно равны тому процессу, который наблюдался в Чехии в 15-16 вв.

4. Казалось бы, в 18 веке разрыв стал сокращаться. Однако, петровские реформы, которые требовали образования от дворян, никак не затрагивали крестьянство, наоборот, при Петре его грамотность, вероятно, упала. И потому всеобщее образование стало в Империи недостижимой целью.

5. Байки о невероятном росте образования  в России перед революцией имеют основания, но все же скорей байки. Брокгауз и Ефрон «На просвещение в 1897 г. было затрачено 26 476 тыс. рублей, что составляло 2% от всего бюджета. Это намного меньше, чем в основных европейских странах того периода, если иметь в виду затраты на "душу": в Англии - 2 р.84 к., во Франции - 2,11, Пруссии - 1,89, Австрии - 64 к., Венгрии - 55, в России - 21 копейка».

5. Сравнение реформ в Австро-Венгрии и России очень полезно: выявляет сходные проблемы и существенные различия.

Некоторые использованные источники

František Morkes K historii českého církevního školství

http://www.ilcik.cz/dubnany/skola/trivial.htm

http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13240&ob_no=12971 -

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103304

Захарченко М.В. История школ и книжного дела в Древней Руси

http://eugend.livejournal.com/21824.html

Экономика и история, Чешские заметки, Технологическая цивилизация, Меметика, Русская история

Previous post Next post
Up