3. Как римский Globus превратился в Globus cruciger.
Освоение христианами римских регалий власти шло довольно быстро. К примеру, очень быстро был освоен и переосмыслен один из главных символов имперской власти - globus.
К 3-ему веку он преваратился в символ власти августа. Пока, к примеру, Константин был цезарем, на его монетах в качестве символа власти был лишь посох.
2 ауреуса (Золото, 10.63 g 12), Рим, 307. Аверс: Константин благородный цезарь, голова в короне. Реверс: PRINCIPI IVVENTVT / PR Константин в доспехах с посохом символом власти. Очень редкая монета, известно всего 2 экземпляра.
Когда он стал августом, то возник и globus.
ROMAN EMPIRE. Constantine I, the Great (AD 307-337). AV solidus (4.40 gm). Aquilea, AD 319. CONSTANTI-NVS P F AVG, laureate head of Constantine I right / FELIX PROCESSVS COS IIIII AVG N, Constantine, togate, standing facing, head left, holding globe and scepter, AQ in exergue.
Так выглядит Globus Максентия, найденный на Палатинском холме в 2006 году. Это темно-синее стекло. К концу IV века глобус увенчали крестом и он стал Globus cruciger. Со времен императора Аркадия на монетах появился этот знак, как символ власти Христа над миром и одномременно символ земной власти, им благословенной.
Император Аркадий (383-408). Тремисис (1.48 g, 6h). Отчеканено в Константинополе около 388-393 В руке Виктории globus cruciger
Солид Феодосия 430/440, Константинополь, на обороте Виктория держит globus cruciger
Отсюда пошли все аналогичные символы христианских монархов. Церковь слилась с властью.
Регалии российской монархии.
Многие другие державы можно найти здесь
http://en.wikipedia.org/wiki/Globus_cruciger Выводы
Отметим, что IV век оказался максимально напряженным для христианской доктрины, христианство, став государственной религией, взялось осваивать буквально все ценное:
историю, прежние культы (рождество Христово пришлось на кратчайшие дни в году, что явно было взято из солнечных культов), символы власти и, главное, право создавать идеологию.
Тогда же и было заложено противостояние Рима и Константинополя, основанного Константином на куда более привычном ему Востоке империи, и различие их церквей.
Не менее интересно, какая борьба шла между христианами в тот момент - как в Риме, так и на Никейском собре, где была осуждена вполне рациональная ересь ариан.
Религия непротивления злу оказалась с самого начала далеко не мирной.
Если хотеть понять методы христинства у власти, то надо изучать именно этот период.