Последний языческий император Рима и расцвет христианской церковной мифологии. Часть 2.

Nov 01, 2008 13:03



2. Христианская версия  истории Максентия и Константина.



Кого мог победить первый христианин на римском троне? Конечно, тирана, нечестивца, жестокого и некомпетентного правителя, гонителя христиан. Сам Константин должен был оказаться по такой версии носителем идеальных  черт,  исполнителем Божьей воли.

И   такой образ начал создаваться  из истории  очень скоро, причем его сочинили по элементам, по деталям.

2. 1. «Гонитель христиан» Максентий.

Это как раз привнесенная позже идея. Гонителем Максентий не был,  даже эдиктов против христиан не издавал, как это делали некоторые предшественники. Сам он был поклонником старых культов - Марса, Ромула и Рема. Любил и Рим, базилика, построенная им и достроенная Константином, считается украшением Рима. Но он проявлял веротерпимость.


Более того, кажется,  именно он разрешил  христианам вернуться в Рим, что привело к большим осложнениям.  Римский епископ (папа) Марцелл, избранный в 308 году, начал реформу церкви, разделив общину по 25 храмам. Но он был настроен сурово к тем, кто отрекся от веры и хотел вернуться к ней, требуя  наказания. Это привело к кровавым столкновениям между его сторонниками и противниками (в основном, теми самыми отрекшимися). Максентий вынужден был сместить папу и отправить его в изгнание, позволив христианам избрать  замену. Новый папа, Эйсебий (Евсевий), избранный в 309, был сторонником более мягкого курса, но на него ополчились сторонники жесткой линии, то есть сторонники Марцелла. Между сторонниками того и другого снова были  стычки,   сторонники Марцелла, вероятно, победили, и изгнали Эйсебия в том же году (иная версия - его изгнал Максентий).

Поскольку  Марцелл похоронен был в Риме, то не исключено, что он стоял за этими событиями.  В результате нового папу Мильтиада привез в Рим уже Константин. Он был грек и стоял вне прошлых схваток.

А вот как описывается та же история в Православном календаре, по сложившемуся канону:

По возвращении в Рим святой Кириак (изгонял бесов, СА) был схвачен по приказанию императора Галерия, зятя отрекшегося от власти Диоклетиана. Галерий был очень рассержен на своего предшественника за обращение в христианство царевны Артемии (якобы, младшей дочери Диоклетиана, СА). Он приказал на позор и посмешище толпы водить за своей колесницей обнаженного, закованного в цепи святого Кириака.

Папа Маркелл всенародно обличил императора (Галерия) в жестокости против неповинных христиан. Император приказал бить святого папу палками и сделать святителя Христова скотником. Святые Кириак, Смарагд и Ларгий и еще один узник, Крискентиан, скончались от истязаний. В то же время были казнены и находившиеся в темнице со святым Кириаком царевна Артемия и еще 21 узник.

Занявший престол императора Максентий приказал разорить церковь и превратить в скотный двор, а святого папу приговорил пожизненно ходить за скотом. Измученный голодом и холодом, изнуренный зловонием, святой папа Маркелл заболел и скончался в 310 году. Святые жены Прискилла и Лукина с бесчестием были изгнаны из Рима, а их имения разграблены.

Комментарий:  У сочинителя явно не хватало фантазии.

Начать с того, что сам Галерий был женат на единственной дочери Диоклетиана, Валерии,  и никакой  младшей  дочери,  «царевны Артемии» (в этом случае свояченицы Галерия), которую он казнил, у Диоклетиана просто НЕ БЫЛО.

Обращает на себя внимание и явное «клонирование» преследований: Галерий отправляет Маркелла работать скотником, и Максентий делает то же самое.  Отметим, что в роли скотного двора как будто бы выступает дом Лукины, ставший церковью в центре ее ИМЕНИЯ, а потом превращенный в скотный двор.  Трудно поверить, что ДОМ годится под скотный ДВОР.  Но, если судить по смерти «от холода и голода», а также изнурения зловонием, то двор там был, причем скота было много. Хотя  скот этот не давал ни тепла, ни молока, ни мяса, поскольку Маркелл страдал от голода и холода,  но зато  гадил так, что скотник не справлялся с выносом навоза.

Эта версия, конечно, была сочинена немного позже, в V веке, когда опровергать ее было некому. В благодарность за труды Маркелл-Марцелл стал, кстати, покровителем конюхов.

2.2.  Видение Константину.

Константин, как говорят христианские писатели, узрел божественное знамение. Засомневавшись в успехе, он обратился к Богу и дождался от него знамения.

Евсевий Кесарийский  (Памфил) в своей «Книге первой о жизни блаженного Царя Константина» описал это так: И начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о Себе и в предлежащем деле простер ему Свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, Царь получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение; так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Но нас с клятвою уверял в этом сам победоносный Царь, когда, спустя много времени после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, - тем более что и последующее время было свидетелем его истины?! «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил Царь, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью «Сим побеждай!» Это зрелище объяло ужасом, как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо» (Гл. 28).
Было это в 28-ой день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями, со слов очевидцев.  Художники в средние века, однако, затруднялись его изобразить.




Рафаэль.  Видение Константину Святого Креста. Обратим внимание на то, что крест расположен не на солнце, а на облаке (?)  и буквы надписи (en touto nika,  это по-гречески то же самое, что и «сим победиши», то есть победи под этим; на латыни in hoc signo vinces) вьются на каких-то лентах. А как еще можно представить трудно представимое чудо? Обратим внимание и на дракона (справа).

Что же, наконец, увидел Константин? Возможно ли   видение креста? Оно-то как раз представляется весьма вероятным. Атмосферные явления такого вида известны.




Солнечный крест, как атмосферное явление-

http://marcianitosverdes.haaan.com/2007/08/un-fenmeno-atmosfrico-en-el-origen-del-cristianismo/

Вечерние кресты - наложение облака на диск солнца





Известное явление гало.

Но христианские рассказчики настаивают еще и на буквах: «Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом-Отступником которому при допросе Артемий говорил: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их» (См. Историю Филосторгия, 45).

Годы жизни церковного историка Филосторгия ок. 365-  - ок. 439), его история написана в начале V века. Юлиан-Отступник правил в  332 - 363,  так что эти обстоятельства обсуждались весь IV век, весия все уточнялась. И мы имеем некий странноватый результат в виде мнения Филосторгия, который сам не мог ничего видеть -  «Звезды окружали его со всех сторон, подобно радуге, складываясь в виде букв. Буквы же сии на латинском языке составили слова: «Сим побеждай»

2. 3. Так что же видел Константин? Лабарум?

Приходится все же больше доверять Евсевию Кесарийскому: «Константин находился однако ж в недоумении и говорил сам себе: «Что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем - наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов. Встав вместе с наступлением дня, Константин рассказал друзьям своим тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал по подражанию ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней».

«Это знамя, - говорит Евсевий, - случилось видеть и нам собственными очами» (Гл. 30).

«Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами (X), из середины которых выходила буква Р. Эти буквы Царь, впоследствии, имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий, белый плат - царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезного Царя и его детей. Этим-то спасительным знаменем как оборонительным оружием всегда пользовался Царь для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобные ему» (Гл. 31).

Тем самым якобы началось обращение Константина к христианству.

Евсевий тут описывает появление хоругви с монограммой Христа, Лабарумом. И она и в самом деле существовала, уж во всяком случае, попала и на монету Константина:





Фоллис, 327, Константинополь  Аверс: голова Константина в диадеме императора, надпись  CONSTANTI - NVS MAX AVG.   Реверс: Хоругвь со знаком Лабарум, водруженная на змее, надпись SPES - PVBLIC / A.

Суммируем: по мнению Евсевия, Константин увидел на солнце знак, похожий на Лабарум который ему был истолкован, как христианский, и  даже переведен, как обещающий победу (возможно, что вовсе уж необъяснимые «звездобуквы» и есть то самое истолкование какого-то подвернувшегося под руку пророка.

Но это лишь его мнение. Сам Константин обратился к христианству намного позже, был приверженцем культа Непобедимого солнца. Вот что пишет А. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви о Константине после победы над Максентием:

«На его монетах по-прежнему изображалось «Непобедимое Солнце», и он остался верховным жрецом - «pontifex maximus» - римского языческого культа. Римский сенат воздвиг арку в честь его победы (она и сегодня стоит близ Колизея), где изображены войска Максентия, тонущие в реке, и написано, что Константин победил с помощью божества. Имеется в виду Непобедимое Солнце. <…>

Вернемся к «Непобедимому Солнцу». Переход от этого монотеизма к христианству не был совершенно невозможным. В ветхозаветном пророчестве Христос называется «Солнцем правды». Климент Александрийский сравнивает Христа с богом-Солнцем, въезжающим на небо на своей колеснице. В Риме недавно была найдена надгробная мозаика с тем же изображением. Тертуллиан сообщает, что многие язычники думали, что христиане поклонялись солнцу, т.к. собирались в воскресенье и молились лицом к Востоку.

В начале IV в. на Западе Рождество начали праздновать 25 декабря, в день зимнего солнцестояния - день рождения Непобедимого Солнца. Насколько христианство соединилось в народном сознании с религией солнца, доказывается фактом, что даже в середине V в. папа Лев Великий упрекал свою паству, что они молились Солнцу на ступеньках базилики св. Петра, поворачиваясь спиной к самому храму.
Можно сказать, что поначалу для Константина христианский монотеизм занял место солнечного монотеизма как учение, которое могло бы объединить все культы и религии”.

И лабарум, вероятно, появился раньше 312 года. В разных исследованиях он рассматривался то как знак топоров Зевса, то как эмблема Осириса и Хоруса и т.д. /http://www.experiencefestival.com/labarum / Мог он быть и символом солнечного круга.

И в этом случае  целую историю с видением Константина можно рассматривать, как присвоенную христианами языческую историю.

Еще один пример даст нам «освоение» такого символа, как римский globus.

История Рима, История Европы, Символика

Previous post Next post
Up
[]