Старообрядчество и петровские реформы

Aug 31, 2010 11:54

Почему-то считается аксиомой, что именно петровские реформы привели к секуляризации и обмирщению всей повседневной жизни нашего народа. Этот пункт занимает важное место в современно старообрядческой пропаганде. Мне при изучении данного периода церковной истории показалось, что истинной причиной «обмирщения» напротив стала старообрядческая ( Read more... )

Leave a comment

alcibiades_hel September 15 2010, 04:26:35 UTC
Мне кажется, что Вы мало знакомы с предметом, о котором беретесь так агрессивно спорить. Во-первых, будущие творцы старообрядческого раскола с самого начала сами были активистами-реформаторами. Только исправлять они пытались не "нововведения" Никона, который появился позже, а некоторые детали дониконовской церковной жизни. Скажем, они начали отказываться от многогласия, вернули в церковный обиход проповеди и т.д. И то, и другое вызывало среди других клириков, а также и мирян активное сопротивление. Будущие никоновские реформы также начались не с Никона, а с патр. Иосафа. То есть, вскоре после того, как страна немного оправилась от кровопролитной смуты, когда повсюду царили анархия и бесконтрольное насилие. Старообрядческое движение, собственно, также началось вовсе не с Аввакума, а со старца Капитона где-то годах в тридцатых 17 века, а, возможно, и раньше. Потом уже в это движение влились неудачники-реформаторы. Чистотой веры старообрядцы не отличались с самого начала уже потому, что не имели и не могли иметь тогда нормального образования. Тот же Аввакум исказил учение о Троице. Именно в силу отсутствия должного образования старообрядцы не отличали обрядов от догматов. Если Вы внимательно читали "Житие Аввакума", то уже по этому документу хорошо видно, что автор находился в прелести. Я уже не говорю про некоторые не столь широко распространенные документы.
Старообрядчество - это именно что проблема врагов. Они хулят наших святых, они финансировали революцию, но дело даже не в этом. Идеи старообрядцев начинают активно проникать в среду православных. Под маркой борьбы с модернизмом и обновленчеством иной раз нам пытаются внушить самое оголтелое обрядоверие.
И, кстати говоря, пропаганду старообрядцы именно что вели, пытаясь как можно более широко распространить свой раскол. А затем в по русским деревням полыхали гари... Опять же о понятии "пропаганда" имеет смысл спорить, только если Вы знакомы с социологией.

Цитата из Откровения в данном контексте вряд ли может быть призвана удачной. "Держи крепко, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего", - это явно сказано Церкви, а не тем, кто покинул ее спасительные пределы. Или Вы считаете, что и все еретики, и раскольники, и язычники тоже должны держать, что имеют?

Reply


Leave a comment

Up