Почему-то считается аксиомой, что именно петровские реформы привели к секуляризации и обмирщению всей повседневной жизни нашего народа. Этот пункт занимает важное место в современно старообрядческой пропаганде. Мне при изучении данного периода церковной истории показалось, что истинной причиной «обмирщения» напротив стала старообрядческая
(
Read more... )
Когда я говорил о современной старообрядческой пропаганде, то имел в виду в первую очередь Валерия Смирнова ("Падение Третьего Рима") и Б. Кутузова. Они, судя по всему, как раз свято верят, что до середины семнадцатого века у нас была "Святая Русь", а потом пришли подлые реформаторы-еретики и испортили всю малину. Особенно у Смирнова это ярко выражено.
А вот в документах, собранных Каптеревым, о дореформенной Руси рассказываются вещи, которые стали для меня откровением. Как правило, это просто челобитные к различным властям с жалобами на безобразия. Из сочинений авторов, которые примкнули к старообрядчеству, тоже можно почерпнуть немало интересного о жизни наших предков.
Значительная часть населения воспринимала попов примерно как шаманов и колдунов. И вообще, поочередно обращались то к тем, то к другим. В том же «Житии Аввакума» есть яркие образы. К примеру, тот дядька, с которым прот. Аввакум путешествовал. Прихожане храмов во время служб громко переговаривались, смеялись, ругались, дрались, гонялись друг за другом с пиками и так далее. А священники тем временем читали одновременно в пять-шесть голосов различные части службы, заглушая друг друга, чтобы с одной стороны соблюсти чинопоследование, а с другой - побыстрее сбежать домой. Некоторые священники вроде того же Аввакума видели свою миссию в публичном обличении прихожан, особенно высокопоставленных. Те в долгу не оставались и отвечали грубым насилием - избиениями, заключениями в тюрьмы. Я уже не говорю про процветавшие суеверие, обрядоверие, симонию и прочие известные болезни.
Вот такие выводы примерно.
Однако все-таки некоторая «секуляризация сознания» или обмiрщение в 18-м веке даже в сравнении с серединой 17-го наблюдается. Достаточно сравнить образ мышления авторов обоих эпох, в том числе церковных. Разумеется, в данном случае я имею в виду не что-то вроде уровня благочестия, а просто веру в потусторонний мир. Для людей середины 17-го века этот потусторонний мир был объективной реальностью в гораздо большей степени, чем для людей петровской эпохи. Пусть и сопровождалось все это порой разными неприятными языческими эксцессами.
Reply
Reply
Reply
отношение прихожан и мирян гдето таким и осталось.
Reply
Reply
МП приняло на себя груз всех людей, которые себя определяют православными только когда святят крашанки.
Reply
Даже уровень распространения суеверий, если сравнивать с 17 в., все-таки не так высок.
Reply
даже один запорожский владыка озвучивал суеверия на тв канале, пытаясь придать им какують каноническую основу, что выглядело юмористически
Reply
А зороастрийцы насколько суеверны?
Reply
типа голова есть решай сам, что тебе лучшее.
Reply
Leave a comment