Бюрократия и нравственность

Aug 21, 2015 18:11


Подумал и решил вынести из комментариев. Комментарий был мой, так что доношу в хорошо обработанном и существенно переосмысленном виде. Правда, какая-то тупая банальщина получается, но кто его знает - может, и не тупая ( Read more... )

накопал в окружающем или внутреннем мире

Leave a comment

volin August 21 2015, 20:53:14 UTC
Власть в любом возможном случае осуществляется над теми и над тем, что властвующему не принадлежит. Было бы глупо говорить: "я властвую над своей рубашкой". Глупостью выглядит даже: "я властвую над своим волнистым попугайчиком". Вот власть над волками в лесу - это уже всерьёз, хотя и не верится.

Властвовать можно и над волнистым попугайчиком. Тут оттенок между владею и властвую. Власть подразумевает собственную волю у подвластного. То есть быку, коню, псу свою власть над ними надо демонстрировать, и они могут стать подвластными (могут и не стать). Попугайчика волю увидеть сложнее, хотя она и посильнее, если не захочет петь, не заставишь. Зато владение заметнее, он то тебя не загрызет, не зашибет, а шею ему свернуть несложно.

Власть над большим количеством людей сложнее в силу необходимости делится ею с себе подобными. Манипуляция - тоже не просто осуществляется (серый кардинал), но прощеР власти. Публичные выступления к власти мало отношения имеют, они тренируются и при правильной организации выполнимы любым.

Вот с конторскими бюрократами совсем уже путаница, они и не властвуют и не владеют. " Антон Евграфович, будет любезны, пусть приказчик распорядится, чтобы на кухне ужин приготовили".

Приказчик не владеет, не властвует, он распоряжается. Вот когда он распоряжается чужим, стараясь чтобы это стало его - это называется воровство. Вне зависимости, чем приказчик распоряжается - конями, крестьянами или армией. Но он распоряжается в рамках делегированной власти, и тут и самое сложное. Ведь он обычно имеет волю, и воля это во всех странах естественным инстинктом склоняется к воровству. А как бороться с естественными инстинктами подвластных - вопрос не на комментарий.

Reply

alchutoff August 22 2015, 08:54:00 UTC
Власть предполагает, .что то, что нам подвластно, может сопротивляться. Иногда для того, чтобы объяснить причины сопротивления, можно использовать понятие "воля". Но можно властвовать также над силами природы. Это называется магией. Дальше можно спорить о том, существует ли магия, но так или иначе в языке это слово есть, и выражение вроде "власть над ветром" не выглядит глупостью. Можно также спорить о том, в чём суть магии, и не построена ли власть над силами природы на допущении, что каждая такая сила обладает собственным духом (анимизм). Но в любом случае власть осуществляется над сложными и не полностью контролируемыми явлениями, вызываемыми и поддерживаемыми одновременно множеством причин, не все из которых нам известны.

Когда приказчик - это всего лишь тот, кто распоряжается, чтобы на кухне приготовили ужин, он не имеет власти. Но когда ужинов сотни, и он один представляет, где какая кухня, и кто какого ужина хочет, у него появляется эта власть.

Reply

volin August 24 2015, 07:56:46 UTC
"Власть предполагает, .что то, что нам подвластно, может сопротивляться."
Можно и так. Или ведёт себя не по нашим желаниям поведения, а по своим.

"Но можно властвовать также над силами природы. Это называется магией."
Да ну, что за мистификация власти. Это называется знание. Знание метеорологии и парусов, аэродинамики и термодинамики, инстинктов и психологии. Власть - это не магия, это умение выбирать людей/объекты/внешние силы под свои цели с учетом знания.

"Но в любом случае власть осуществляется над сложными и не полностью контролируемыми явлениями, вызываемыми и поддерживаемыми одновременно множеством причин, не все из которых нам известны."

Необязательно. Лучше наоборот, полностью известными и контролируемыми через знания об их поведении. Если знаешь реакцию собаки на различное поведение, то ты контролируешь собаку через это поведение. Если что-то тебе неизвестно - пытаешься угадать или обойти, но подвластный - это управляемый. Неуправляемый - это взбунтовавшийся подвластный.

"Когда приказчик - это всего лишь тот, кто распоряжается, чтобы на кухне приготовили ужин, он не имеет власти. Но когда ужинов сотни, и он один представляет, где какая кухня, и кто какого ужина хочет, у него появляется эта власть."

Почему же, имеет и первый тоже. Пойти заставить печника топить печь, кухарку за водой послать, припасы заготовить - власть огромная. И как каждый властитель, он должен заранее предугадывать внешние воздействия (приказ барина об ужине) и распоряжаться заранее о закупке, растопке и т.д., чтобы барин приказал - а готово через три минуты всё. Но при этом такая власть позволяет списать побольше дров, или муки себе в карман. И тут самая тонкая грань, когда расходы и воровство приказчика допустимы относительно повышения качества ужина, а когда - нет.

Reply

alchutoff August 24 2015, 09:12:32 UTC
Чую, чую: у нас с Вами несколько разное понимание ключевых терминов.

Reply

volin August 24 2015, 11:25:09 UTC
Наверняка, логику мы вряд ли разную используем :-)
Вобщем для уточнения ключевых терминов комментировал.

Вот это:
"Но не так важно, существует народ или нет, как важно, что не его нравственное состояние является причиной нравственного состояния власти. Нравственное состояние власти - результат системного процесса."

Не очень выводится.
То есть, вы сначало отделили власть от "народа" (тут и уточнял способ отделения).
Потом разделили типы властителей исходя из превалирования манипулирования над подвластными (да пожалуйста).
Затем ввели допущение, что тип превалирования манипулирования над подвластными распространяется и на рефлексию. (сомнительно, но допустим)

И далее "не его нравственное состояние является причиной ... - результат системного процесса."
Почему нравственное состояние народа исключено из системных процессов и противопоставляется, исходя из предыдущего не ясно.

Я то считаю, что нравственное состояние индивидуума, властный он или нет, несомненно результат системного процесса, в котором роль окружающих (народа?) имеет достаточно значимую роль, хотя и профессиональные деформации патолагоанатома/вора в законе/губернатора Сахалина также могут сыграть решающую роль.

Reply

alchutoff August 24 2015, 21:17:52 UTC
Нравственное состояние народа не исключено из системных процессов. Но оно исключено из числа причин нравственного состояния властителей.

В общем, я, как водится, долго и занудно пересказывал пословицу "рыба тухнет с головы".

Reply

volin August 25 2015, 08:34:32 UTC
Если А часть Б, а В есть результат Б, то исключить из А из В достаточно сложно (возможно, но не сделано).

В "рыба тухнет с головы" ведь есть один немаловажный момент - она дохлая и тухнет хоть и с головы, но вся.

Я надеюсь что рыба не сдохла.

Reply

alchutoff August 25 2015, 16:26:57 UTC
А что Вы сейчас подразумеваете под А, Б и В?

Reply


Leave a comment

Up